Найти тему
Елена Миронова

СЛОЖНОСТЬ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ ТАКИМ КАК ЕСТь

«СЛОЖНОСТЬ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ ТАКИМ КАК ЕСТЬ (в контексте внутренних качеств)»- запрос, который может прозвучать на терапии как от подростка, так и от уже сформировавшейся личности, взрослого клиента. 
 
Интересно поразмышлять об этом запросе, посмотреть немного шире, чем он слышится в обычной, привычной нам жизни. Первоначально можно было бы подумать о том, что якобы вопрошающий уже отлично знает себя, но вот принять то, что он знает о себе достаточно сложно.
На самом деле, достаточно часто картина выглядит несколько иначе. Наши представления о себе складываются зачастую из отдельных фраз, жестов людей, которые так или иначе соприкасались с нами в детстве или отрочестве.  
Например, регулярно уставшие или недовольные взгляды родителя,  не самые приятные окрики соседки в твою сторону, когда ты с шумом «на весь подъезд» бежишь домой, нерешенное когда-то уравнение у доски и насмешки одноклассников, пусть даже всего парочки, и вот уже добавляется в копилку представлений о себе- не слишком умного, неприятного для других человека, от которого даже родитель устает и не радуется.  
На конкурс чтецов выбрали не меня и опять в мою копилку запали слова учителя о том, что мне надо позаниматься над дикцией или  научиться «держаться» на сцене, выпрямлять спину и «быть естественнее», а «так не надо выходить»;  на уроке физкультуре я не смог отжаться по нормам и вот моя «копилка представлений о себе» пополняется новыми «качествами». Но, главное, что я ловлю в свою копилку не слова, а ощущения себя. И те ощущения себя, которые были приняты мною от других мне не нравятся, ( что казалось бы естественным, так как они не мои), но как будто принять их мне надо.
В терапии  можно вспомнить многие приятные и не очень ситуации, которые мы так или иначе прожили/прочувствовали в свой жизни, а значит, получили этот опыт себя. Проговаривая на сессиях словами то, что имело место быть в нашей истории, мы ( даже на этом) этапе сами можем услышать себя и отделить ту часть, которая точно не соответствует действительности или то, над чем стоит поразмыслить, а после, зачастую, часть мусора из своей головы убирается легко и просто.  
И тогда запрос в терапевтической работе клиента, как правило меняется или отпадает (в таком контексте) полностью. Вместо него появляется интерес узнать себя лучше: какой я на самом деле? как я функционирую с собой и другими? как реагирую на различные ситуации и людей? и почему именно так? почему некоторые ситуации повторяются со мной снова и снова? 
  Если вернуться к первоначальному запросу и представить что у клиента есть качество, которое действительно имеет место быть у него, и, судя по запросу, оно ему не нравится, то в терапевтической работе можно поисследовать причину его появления и свое непринятия к нему.
Может оказаться, что как-раз это мое качество позволяет мне избегать  то, с чем не хочу взаимодействовать, может это мой протест, сформированный в детстве, может это мой призыв к чему-то.
Только сам вопрощающий знает ответ на свой вопрос, но ответ  находится не на поверхности, поэтому услышать «ответ» или увидеть связь с опытом прошлого  может помочь только терапевт во время сессии. Часто открытия, сделанные в терапевтической работе, позволяют увидеть новые, привлекательные грани себя.
«СЛОЖНОСТЬ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ ТАКИМ КАК ЕСТЬ (в контексте внутренних качеств)»- запрос, который может прозвучать на терапии как от подростка, так и от уже сформировавшейся личности, взрослого клиента. Интересно поразмышлять об этом запросе, посмотреть немного шире, чем он слышится в обычной, привычной нам жизни. Первоначально можно было бы подумать о том, что якобы вопрошающий уже отлично знает себя, но вот принять то, что он знает о себе достаточно сложно. На самом деле, достаточно часто картина выглядит несколько иначе. Наши представления о себе складываются зачастую из отдельных фраз, жестов людей, которые так или иначе соприкасались с нами в детстве или отрочестве. Например, регулярно уставшие или недовольные взгляды родителя, не самые приятные окрики соседки в твою сторону, когда ты с шумом «на весь подъезд» бежишь домой, нерешенное когда-то уравнение у доски и насмешки одноклассников, пусть даже всего парочки, и вот уже добавляется в копилку представлений о себе- не слишком умного, неприятного для других человека, от которого даже родитель устает и не радуется. На конкурс чтецов выбрали не меня и опять в мою копилку запали слова учителя о том, что мне надо позаниматься над дикцией или научиться «держаться» на сцене, выпрямлять спину и «быть естественнее», а «так не надо выходить»; на уроке физкультуре я не смог отжаться по нормам и вот моя «копилка представлений о себе» пополняется новыми «качествами». Но, главное, что я ловлю в свою копилку не слова, а ощущения себя. И те ощущения себя, которые были приняты мною от других мне не нравятся, ( что казалось бы естественным, так как они не мои), но как будто принять их мне надо. В терапии можно вспомнить многие приятные и не очень ситуации, которые мы так или иначе прожили/прочувствовали в свой жизни, а значит, получили этот опыт себя. Проговаривая на сессиях словами то, что имело место быть в нашей истории, мы ( даже на этом) этапе сами можем услышать себя и отделить ту часть, которая точно не соответствует действительности или то, над чем стоит поразмыслить, а после, зачастую, часть мусора из своей головы убирается легко и просто. И тогда запрос в терапевтической работе клиента, как правило меняется или отпадает (в таком контексте) полностью. Вместо него появляется интерес узнать себя лучше: какой я на самом деле? как я функционирую с собой и другими? как реагирую на различные ситуации и людей? и почему именно так? почему некоторые ситуации повторяются со мной снова и снова? Если вернуться к первоначальному запросу и представить что у клиента есть качество, которое действительно имеет место быть у него, и, судя по запросу, оно ему не нравится, то в терапевтической работе можно поисследовать причину его появления и свое непринятия к нему. Может оказаться, что как-раз это мое качество позволяет мне избегать то, с чем не хочу взаимодействовать, может это мой протест, сформированный в детстве, может это мой призыв к чему-то. Только сам вопрощающий знает ответ на свой вопрос, но ответ находится не на поверхности, поэтому услышать «ответ» или увидеть связь с опытом прошлого может помочь только терапевт во время сессии. Часто открытия, сделанные в терапевтической работе, позволяют увидеть новые, привлекательные грани себя.