Представьте себе, что вы покупаете робота для выполнения бытовых задач. Этот робот был создан и обучен на заводе определенному набору задач и никогда не видел предметов в вашем доме. Когда вы попросите его взять кружку с вашего кухонного стола, он может не узнать вашу кружку (возможно, потому, что на ней нарисовано необычное изображение, скажем, талисмана Массачусетского технологического института - бобра Тима). Таким образом, робот не справится с задачей.
"Сейчас, когда мы обучаем этих роботов, мы не знаем причин подобных проблем. Поэтому вы просто разводите руками и говорите: "Ладно, придется начинать все сначала". Важнейшим компонентом, которого не хватает в этой системе, является возможность демонстрации роботом причин неудачи, чтобы пользователь мог дать ему обратную связь", - говорит Энди Пенг, аспирант кафедры электротехники и вычислительной техники (EECS) Массачусетского технологического института.
Пенг и ее коллеги из Массачусетского технологического института, Нью-Йоркского университета и Калифорнийского университета в Беркли создали систему, которая позволяет человеку быстро и с минимальными усилиями научить робота тому, что он хочет сделать.
Когда робот терпит неудачу, система с помощью алгоритма генерирует контрфактические объяснения, описывающие, что должно было измениться, чтобы робот добился успеха. Например, возможно, робот смог бы поднять кружку, если бы она была определенного цвета. Система показывает эти контрфактические объяснения человеку и просит его высказать свое мнение о причинах неудачи робота. Затем система использует эту обратную связь и контрфактические объяснения для генерации новых данных, которые используются для тонкой настройки робота.
Тонкая настройка заключается в изменении модели машинного обучения, которая была обучена для выполнения одной задачи, с тем чтобы она могла выполнять вторую, аналогичную задачу.
Исследователи протестировали эту методику на симуляторах и обнаружили, что она позволяет обучать робота более эффективно, чем другие методы. Роботы, обученные по этой схеме, показали лучшие результаты, а процесс обучения занял меньше времени у человека.
Такая схема может помочь роботам быстрее осваиваться в новых условиях, не требуя от пользователя технических знаний. В перспективе это может стать шагом к тому, чтобы бытовые роботы могли эффективно выполнять повседневные задачи для пожилых людей или людей с ограниченными возможностями в различных условиях.
Обучение на рабочем месте
Часто причиной неудач роботов является смена распределения - роботу предъявляются объекты и пространства, которых он не видел во время обучения, и он не понимает, что делать в этой новой среде.
Одним из способов переобучения робота для выполнения конкретной задачи является имитационное обучение. Пользователь может продемонстрировать правильное выполнение задачи, чтобы научить робота, что нужно делать. Если пользователь пытается научить робота поднимать кружку, но демонстрирует белую кружку, робот может усвоить, что все кружки белые. Тогда он не сможет поднять красную, синюю или коричневую кружку "Тим-Бобер".
Обучение робота распознаванию того, что кружка - это кружка, независимо от ее цвета, может занять тысячи демонстраций.
"Я не хочу демонстрировать 30 000 кружек. Я хочу продемонстрировать только одну кружку. Но затем мне нужно обучить робота, чтобы он понял, что может взять кружку любого цвета", - говорит Пенг.
Для этого система исследователей определяет, какой именно объект важен пользователю (кружка) и какие элементы не важны для решения задачи (возможно, цвет кружки не имеет значения). На основе этой информации система генерирует новые, синтетические данные, изменяя эти "неважные" визуальные представления. Этот процесс называется дополнением данных.
Схема состоит из трех этапов. Сначала показывается задача, которая привела к отказу робота. Затем она собирает демонстрацию пользователем желаемых действий и генерирует контрфактические данные, перебирая все признаки в пространстве, которые показывают, что нужно изменить, чтобы робот справился с задачей.
Система показывает эти контрфакты пользователю и запрашивает обратную связь, чтобы определить, какие визуальные концепции не влияют на желаемое действие. Затем она использует эту обратную связь для создания множества новых дополненных демонстраций.
Таким образом, пользователь может продемонстрировать, как он берет в руки одну кружку, а система, изменив ее цвет, создаст демонстрацию, показывающую требуемое действие с тысячами разных кружек. Эти данные используются для тонкой настройки робота.
Создание контрфактических объяснений и получение обратной связи от пользователя очень важны для успешного применения этой технологии, считает Пенг.
От человеческих рассуждений к рассуждениям роботов
Поскольку их работа направлена на то, чтобы включить человека в цикл обучения, исследователи протестировали свою методику на людях. Сначала они провели исследование, в котором спросили людей, помогают ли им контрфактические объяснения выявить элементы, которые можно изменить без ущерба для выполнения задачи.
"Это было настолько очевидно, что сразу стало понятно. Люди так хороши в этом типе контрфактических рассуждений. И именно этот контрфактический шаг позволяет перевести человеческие рассуждения в рассуждения роботов таким образом, чтобы они имели смысл", - говорит она.
Затем они применили свою схему к трем симуляциям, в которых роботам ставилась задача: проложить маршрут к целевому объекту, подобрать ключ и открыть дверь, а также подобрать нужный объект и положить его на столешницу. В каждом случае робот обучался быстрее, чем при использовании других методик, и при этом требовал меньше демонстраций от пользователя.
В дальнейшем исследователи надеются протестировать эту схему на реальных роботах. Они также хотят сосредоточиться на сокращении времени, которое требуется системе для создания новых данных с помощью генеративных моделей машинного обучения.
"Мы хотим, чтобы роботы делали то же, что и люди, и чтобы они делали это семантически осмысленно. Человек, как правило, работает в абстрактном пространстве, где он не задумывается о каждом свойстве изображения. В конечном счете, речь идет о том, чтобы дать роботу возможность выучить хорошее, похожее на человеческое представление на абстрактном уровне", - говорит Пенг.
Источник: web.mit.edu
Актуальные новости в телеграм https://t.me/navigator_it