Зависимость соседних с Турцией государств связана, прежде всего, с её выгодным геополитическим положением. Не случайно за несколько последних столетий действия России были обусловлены одной идеей фикс. Она заключалась в стремлении овладеть проливами Босфор и Дарданеллы, соединяющие Средиземное море с Чёрным. Именно через эти проливы любая европейская держава при поддержке Турции могла угрожать России.
Чёрное море - "ахиллесова пята" российской обороны
Турецкий контроль над проливами делал уязвимой российскую оборону на Чёрном море. Это подтвердила Крымская война 1853-1856 годов. Интервенция через Балтику или Дальний Восток была довольно сложной. Для неё идеально походило Чёрное море. Кроме того, закрыв проливы, Турция в любой момент прекращала нашему Черноморскому флоту выход в другие моря.
Конвенция Монтрё
Контроль Турцией проливов беспокоил и Генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина. Он рассматривал Чёрное море как бутылку, пробка от которой находится в чужих руках. В качестве альтернативы для выхода в Мировой океан он принял решение о создании Северного флота.
Важное значение для стабилизации обстановки в Черноморском бассейне получила международная конвенция Монтрё, принятая в 1936 году и действующая по сей день. Она установила ограничения для прохода военных судов нечерноморских держав через проливы. Им разрешалось отправлять в Чёрное море лишь лёгкие надводные корабли. Военные суда черноморских держав получили право передвигаться через проливы без ограничений.
В то же время конвенция сохраняла исключительный суверенитет Турции над проливами, что позволяло ей в любой момент их закрыть. Сталина такая ситуация устраивать не могла. Однако приходилось терпеть и ждать удобного случая. Такой случай представился в конце Второй мировой войны.
Турция должна заплатить
В ходе войны Турция формально сохраняла нейтралитет. На практике была сторонницей Германии. Наиболее активно она поддерживала гитлеровский режим на начальном периоде, когда в победе немцев мало кто сомневался.
Советский Союз был вынужден держать на черноморском направлении значительные силы, опасаясь прямого вступления Турции в войну на стороне Германии. Холодным душем для турецких властей стал разгром гитлеровских полчищ под Сталинградом. Они были вынуждены свернуть план вступления в войну на стороне "Оси".
На завершающем этапе войны Москва решила, что Турция должна заплатить за свою прогерманскую политику утратой контроля над проливами.
Попытка "дожать" турков
В марте 1945 года Советский Союз денонсировал договор о дружбе с Турцией. Перспектива войны с Красной армией, находившейся в то время на пике своей мощи, турков не устраивала. Поэтому они предложили Сталину довольно выгодный проект соглашения. Он гарантировал Советским вооружённым силам в случае войны свободный проход через территорию Турции, а нашему флоту - свободное плавание в турецких территориальных водах.
Такая грандиозная уступка была воспринята советским руководством как проявление слабости. У Сталина возникло желание полностью удовлетворить свои требования. В июне 1945 года Нарком иностранных дел Молотов в беседе с турецким послом предложил установить режим совместного советско-турецкого контроля над черноморскими проливами и разместить на Босфоре советскую военно-морскую базу.
В объятиях НАТО
Предложения Кремля лишало Турция суверенитета, поэтому её ответ был резко отрицательным. Поощряли её к этому Англия и США. Им совсем не нравилось усиление Советского Союза на Чёрном море. К тому времени противоречия между бывшими союзниками нарастали, на горизонте уже маячила "холодная война".
Несмотря на твёрдую позицию турецкого руководства, Сталин продолжал выдвигать свои требования. Объективно оценить расстановку сил в регионе ему, возможно, мешал имидж страны- победительницы фашизма. Ослепляла близость реализации идеи, за которую веками бились царские правительства России.
Обстановка в регионе накалилась до предела. Наращивание советской группировки на Кавказе и сил Черноморского флота встретили жёсткую позицию Запада. Давление на Турцию не срабатывало, а вероятность угрозы очередной мировой войны возрастала. Поэтому Сталин благоразумно отступил.
В результате позиции Советского Союза на Чёрном море не укрепились, а ослабли. Турки, несмотря на определённое чувство вины перед Советским Союзом за сотрудничество с фашистской Германией, в 1952 году вступили в НАТО.
В международной политике вопрос проливов был, пожалуй, единственной крупной ошибкой Сталина. Реализовать его можно было на завершающем этапе II Мировой войны, объявив войну Турции. В то время наши западные союзники в нас ещё нуждались. После разгрома Германии и Японии они уже начали думать не о дружбе, а о "сдерживании" России.
В мае 1953 года Советский Союз официально отказался от требований к Турции по вопросам проливов. Вековое стремление российских и советских политиков по овладению черноморскими проливами осталось не реализованным.
Буду благодарен за ваши комментарии.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ.