Темы статьи:
- пояснение происхождения Руси летописцем Нестором
- образование государства Русь
- появление руси на арене международной политики
Русь в описании Нестора
Летописец Нестор считал Русь одним из славянских ответвлений:
- «А словеньскый язык и рускый одно есть, от варяг бо прозвашася русью, а первое беша словене»
При этом знал, что сам этноним Русь имеет варяжское происхождение.
Фактором, который объединил Русь и славян Нестор считал христианство:
- «Тем же и словеньску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь, тем же и нам Руси учитель есть Павел»
Нестор располагает Русь рядом с чудью. Подтверждает это и арабский путешественник Ибрагим ибн Йакуб, который посетил германские земли, Прагу и Мекленбург в 60-е гг. Х в.:
- «и граничат с Мешкой (поляки, которыми правил Мешко) на востоке рус, и на севере брус (пруссы), — писал ибн Йакуб. — Жилища брус у окружающего моря. и они имеют особый язык, не знают языков соседних им народов: и славятся они храбростью: когда приходит к ним войско, то никто из них не ждет, чтобы к нему присоединился его товарищ, а выступает, не заботясь ни о ком, и рубит своим мечем, пока не умрет. и производят на них набеги рус на кораблях с запада и на запад от рус — город женщин»
Таким образом, если верить Нестору (а не верить ему нет оснований) Русь это отдельное племя славян. Но происходившее из земель варягов. То есть, в политическом отношении являвшееся резидентами государства варягов на Северо-Западе Руси.
Русь Изначальная
Нестор приводит точную дату образования Руси:
- «В лето 6360 (852 г.) ... наченшу Михаилу царствовати, нача ся прозывати Руска земля. О семь бо уведахом, яко при семь цари приходиша Русь на Царьград, яко же пишется в летописаньи гречьстем»
При этом, Нестор приводит не совсем понятные сведения, приведшие к разночтению. Хотя он знает, что Русь это славянские резиденты варяжского государства однако далее пишет о братьях-основателях Киева - Кие, Щеке и Хориве. Хотя никакой Руси в то время в землях полян не было. Этот неясный момент до сих пор учеными не прояснен.
Последующие сведения Нестора согласуются с историческими данными:
- приход хазар, требующих дани
- захват Киева боярами князя Рюрика Аскольдом и Диром
Таким образом, примерно в 860-х годах славяне-русы по указке варягов захватили земли полян. Так началось образование государства Руси.
Русы в истории
Русы начали нападать на ромеев еще в первой половине IX века. В это время они проходили через земли родственных им полян по Днепру.
Но с захватом власти их князьями-варягами Русы совершили первое крупное нападение на Константинополь:
- «народ неименитый, народ не считаемый [ни за что], народ, поставляемый наряду с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода против нас [...] народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием [... ] так быстро и так грозно нахлынул на наши пределы, как морская волна, не щадя ни человека, ни скота» - так Константинопольский патриарх Фотий описывает первую осаду столицы Византии флотилией росов в 860 г.
При этом, в состав русов уже входили и поляне. Это отмечают ромеи, которые писали о принесении в жертву захваченных пленников из числа греческой молодежи. Такие традиции распространены у южных народов, имевших связи с эллинскими традициями принесения человеческих жертв в залог успешного похода.
Были среди русов и викинги. Но тут есть одна особенность. Викинги ходили в морские походы на парусных судах. Но плавание по рекам требует гребцов. Большая часть гребцов были славяне-русы. Их немногочисленными командирами были викинги. А в дальнем походе приходится считаться с большинством. И во время боя все - и викинги, и поляне кричали свое походное имя - Мы Русь!
Кроме богатств ромеев викингов интересовали арабских дирхемы. С серебром в Европе было слабо и викинги добывали его или продавая хазарам рабов-славян, или совершая набеги. Так началось противостояние варягов и хазар, закончившееся успешным походом Святослава на Волгу.
Дальнейшая политическая история Киевской Руси хорошо известна.
Русь как государство стала первым постоянным резидентом Западной Евразии, объединившим местные этносы в единую формацию.