Найти тему
Кино дозор

«Хитровка. Знак четырёх»: Откуда вся эта нечисть в первопрестольной?

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Что будет если Лондон переместить в Москву?

(2023) Россия

Режиссёр: Карен Шахназаров

В ролях: Константин Крюков, Михаил Пореченков, Алексей Вертков, Александр Олешко, Анфиса Черных, Евгений Стычкин, Борис Каморзин, Аюб Цингиев, Юлия Витрук, Денис Сладков, Татьяна Монахова, Роман Ёлкин, Станислав Эвентов, Георгий Тополага, Юрий Миронцев.

-2

Москва, 1902 год. Знаменитые режиссёры Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский работают над горьковской пьесой «На дне». Репетиции идут с трудом: мешает цензура, а ещё и Станиславский не в восторге от того, как сам же подаёт на сцене материал. Чтобы лучше понять характер людей, которые находятся «на дне», Станиславский обращается к журналисту и летописцу Москвы «дяде Гиляю» – Владимиру Гиляровскому, с просьбой показать ему притоны легендарной Хитровки. Гиляровский соглашается и отправляется со Станиславским по тёмным переулкам этого нищенского и воровского столичного дна. Кроме всего прочего дядя Гиляй предлагает познакомиться с примечательным на Хитровке человеком – настоящим индийским Раджой. Но когда они приходят к Радже на квартиру, то застают его охладевающий труп. Раджа убит очень странным оружием – отравленным дротиком. Полицейские задерживают за убийство Княжну, ещё одну примечательность Хитровки, с которой Гиляровский также познакомил Станиславского. Княжна, она же Ксения Андреевна, по «легенде» имеет благородное происхождение, но попав в детстве на Хитровку, после того как разорились родители, так и осталась здесь, став виртуозной воровкой и содержанкой одного из самых страшных воров. Гиляровский и Станиславский понимают, что Ксения Андреевна непричастна к убийству, и начинают собственное расследование.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В основе сценария произведения Владимира Гиляровского и повесть «Знак четырёх» Артура Конан Дойла.

Буквально месяц назад перечитывал «Москва и москвичи» Гиляровского. Возможно, если бы не были так свежи впечатления от этого произведения, мнение о «Хитровке» было бы лучше. Но как там говорил Станиславский? Не верю! Однако мнение сложилось довольно двойственным.

Если рассматривать фильм Шахназарова как некий эксперимент, то получилось неплохо. Москва, конечно, не Лондон (хотя, как раз у Гиляровского есть строки, где он Хитровку называет туманным Лондоном), но сюжет выписан довольно органично. У сценаристов получилось соединить документальные очерки с художественным рассказом. Местами очень изящно. Например, персонаж Княжны – это и реальная Княжна из рассказов Гиляровского и в ней есть что-то от Ирэн Адлер, «той самой женщины» Конан Дойла. Как видна, и осторожная работа над кинообразами Гиляровского и Станиславского, мы понимаем, что под ними скрыли Шерлока Холмса и доктора Ватсона, но нет пародирующих моментов.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

С другой стороны, Хитровка у Гиляровского это социально дно, это притоны и кабаки, куда не заходят чужие, трущобы, откуда нет пути назад. В фильме же они показаны колоритно, но совсем не напоминают последние прибежища людей столичного «дна». И, конечно, детали. Странный момент, где Гиляровский просит в шикарном ресторане подать кислые щи. Зачем? Он любил и знал рестораны и трактиры Москвы и этот эпатажный момент очень сомнительный. Англичанин и его подручный карлик очень странного вида. Интересно, сколько бы они могли в реальности прожить на Хитровке? Где напомню, чужих не любили. Не понял и сцену прощания Гиляровского и Княжны – к чему она была? Впрочем, возможно, я излишне придираюсь к деталям.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Подпишись на канал Кино дозор! Смотрим фильмы вместе!