Бурные изменения в российском государстве шли полным ходом. Еще не отгремели до конца фронты гражданской войны, но жизнь требовала привести структуру государства к единому знаменателю. Формирование будущей сверхдержавы продолжалось.
Итак, уже в 1918 году начали выстраиваться (а точнее восстанавливаться в новой форме) связи союзных республик. С течением времени аппарат сателлитов стал организовываться по образу и подобию структур РСФСР.
Представители окраин появились в Москве, у них появилось право подавать предложения и ходатайствовать в Центральный Комитет. Эти люди связывали национальные правительства с центром, однако главной их задачей было отстаивать интересы своих территорий в центре.
После того как блокада стран Антанты была снята, русские торгпреды заключили соглашения с Италией, Норвегией, Англией. Однако неприятие большей частью мирового сообщества новых политических образований продолжалось.
В январе 1922 года Италия, организатор Генуэзской конференции, пригласила для участия лишь представителей РСФСР. Остальные (а их к этому времени стало уже пять) союзные республики были проигнорированы.
Этот, показательный и довольно неприятный для национальных правительств шаг ускорил оформление единого централизованного советского государства.
В феврале 1922 года российское правительство вышло с предложением о подписании протокола, по которому её представители получали право отстаивать интересы всех союзных республик, и даже заключать от их имени договора с иностранными державами.
Военно-хозяйственные договоры союзных республик дополнились политическими полномочиями РСФСР.
Хозяйственный и военный союз, сложившийся в годы гражданской войны, требовал окончательного политического оформления.
Этому способствовала общая история, крепкие культурные и экономические связи, а также агрессивное капиталистическое окружение.
В 1922 году шесть республик подошли к общему пониманию ситуации. Разногласия были только по форме союзного объединения.
Между собой боролись две точки зрения. Сталинская и либеральная позиция Ленина.
Джугашвили считал, что все республики должны войти в состав РСФСР на правах автономных областей. Владимир Ильич высказывал более мягкую позицию. По его мнению, все республики должны образовать союз полноправных независимых регионов.
Весной 1922 года Грузинская, Армянская и Азербайджанская республики подписали договор об объединении в одну - Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
В итоге, к зиме 1922 года, точка зрения, хоть больного и уже не такого активного, Ленина с большим трудом одержала верх. Однако это не остановило разногласия по национальному вопросу.
В день образования СССР Ленин, будучи прикованным к постели, диктует свое письмо:
«Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик».
Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик был подписан 30 декабря 1922 года.