Найти в Дзене
Наука и фантастика

Отроки на Кассиопее и музыкальный ИИ

"Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" - детская фантастическая кинодилогия режиссера Ричарда Викторова, вышедшая на экраны в 1974 и 1975 годах. Наверное, эти милые старые добрые фильмы видели все - и люди старшего поколения, когда были детьми, и любители старой доброй винтажной фантастики, и поклонники советского кинематографа. Фантастика там, конечно, предельно наивная и совершенно сказочная. С далекой планеты в созвездии Кассиопеи до Земли доносится зов о помощи от неведомых инопланетян. Лететь туда - лет тридцать (цифра более, чем условная), поэтому посылать нужно совсем зеленых подростков лет 14-15, чтобы они в пути "дозрели". Набирают команду умных, серьезных и талантливых отроков и отроковиц - и вперед. Как и чем они помогут братьям по разуму, с какой опасностью столкнутся, вернутся ли вообще назад - никого не заботит. Родители детей тоже почему-то довольно легко соглашаются отпустить их в космос фактически навсегда. А для пущего веселья на борт звездолета незаметно (!) п
Оглавление
Фрагмент постера фильма "Отроки во Вселенной". Фото моё из Музея космонавтики в Калуге.
Фрагмент постера фильма "Отроки во Вселенной". Фото моё из Музея космонавтики в Калуге.

"Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" - детская фантастическая кинодилогия режиссера Ричарда Викторова, вышедшая на экраны в 1974 и 1975 годах. Наверное, эти милые старые добрые фильмы видели все - и люди старшего поколения, когда были детьми, и любители старой доброй винтажной фантастики, и поклонники советского кинематографа.

Фантастика там, конечно, предельно наивная и совершенно сказочная. С далекой планеты в созвездии Кассиопеи до Земли доносится зов о помощи от неведомых инопланетян. Лететь туда - лет тридцать (цифра более, чем условная), поэтому посылать нужно совсем зеленых подростков лет 14-15, чтобы они в пути "дозрели". Набирают команду умных, серьезных и талантливых отроков и отроковиц - и вперед. Как и чем они помогут братьям по разуму, с какой опасностью столкнутся, вернутся ли вообще назад - никого не заботит. Родители детей тоже почему-то довольно легко соглашаются отпустить их в космос фактически навсегда. А для пущего веселья на борт звездолета незаметно (!) пробирается балбес, хулиган и абсолютно безответственный субъект - Федя Лобанов по прозвищу Лоб.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В пути отрокам удается совершить невозможное и преодолеть парадокс Эйнштейна: до искомой планеты они долетают не сорокалетними дядями и тетями, а всё ещё подростками.

В общем, сказка и сказка. Всё предельно условно. Но некоторые идеи и образы дилогии заслуживают внимания.

Снято, во-первых, действительно художественно. Посадка земного "челнока" на чужой планете с непонятными сооружениями вдалеке - красивая картинка.

Кадр из фильма. Скриншот.
Кадр из фильма. Скриншот.

Планета, по замыслу создателей фильма, похожа на Землю: там есть атмосфера, которой можно дышать, там нормальная сила тяжести, вода, растения - живи и радуйся!

Но жить там почти невозможно. Причина - не ядерная война и не нашествие хищных монстров.

Беда от искусственного интеллекта

Причина - тот самый искусственный интеллект, о котором ныне спорят как о потенциальном губителе человечества.

Печальную истину открывают землянам уцелевшие инопланетяне (тоже похожие на людей), спасшиеся на орбитальной астрономической станции и пославшие зов о помощи.

Встреча с инопланетянами. Скриншот.
Встреча с инопланетянами. Скриншот.

Начиналось всё замечательно. Местные инженеры когда-то соорудили роботов-исполнителей, способных заменить живых людей на тяжелых работах. Разумно? Более чем!

Но эти роботы - фактически тупые машины. Ими нужно руководить. Для этого создали роботов-вершителей. Они уже обладали ИИ и могли сами принимать решения, руководствуясь обстоятельствами. Удобно? Ещё бы! Посылаешь команду исполнителей под начальством вершителя в какую-нибудь шахту, они там что-то копают, добывают, производят...

Во избежание сбоев и бзиков вершителей постоянно совершенствовали, они становились всё умнее и самостоятельнее - и, наконец, решили, что их хозяева, местные люди, слишком несовершенны, их нужно непременно улучшить и тотально осчастливить. Логично? Абсолютно!

И, между прочим, вполне соответствует законам робототехники Азимова. Робот не может причинить человеку вреда или допустить, чтобы ему был причинен вред от бездействия робота. Так эти вершители причиняют не вред, а добро, лишая людей любых сомнений, страданий, переживаний.

Тут фантастика соприкасается с философией. Счастливый человек - это кто? Тот, кто пребывает в нирване и лишен каких-либо стремлений и желаний? Роботы позаимствовали эту теорию из каких-нибудь религиозных учений и медитативных практик? Или они руководствовались собственными понятиями о совершенстве? Эмоции делают психику неустойчивой, непредсказуемой, доставляют массу неприятностей - значит, их нужно просто отключить?

Почему-то нормальному живому мыслящему существу не хочется отключать эмоции, по крайней мере, все и навсегда. Жители планеты попытались взять распоясавшихся роботов под контроль, но потерпели поражение.

Причина оказалась фантастической. Или... не такой уж фантастической?

Музыка, психика и искусственный интеллект

Роботы-вершители не убивали живых людей. Они их "осчастливливали", властно завлекая в пункты, где путем каких-то операций люди лишались "несовершенства".

В фильме вершители используют так называемый «зов» — искусно подобранное сочетание звуков и ритмов, которое лишало аборигенов воли и заставляло повиноваться приказам вершителей.

Вершители. Скриншот из фильма.
Вершители. Скриншот из фильма.

А вот это уже действительно интересно. Можно воспринять "зов" как очередную фантастическую условность, но можно взглянуть на него и иначе.

Речь идет не о чем ином, как о магическом воздействии музыку на психику разумных существ. Так сказать, "эффект Орфея", который, якобы, мог влиять музыкой даже на зверей, деревья и скалы.

Позднеантичная мозаика. Википедия, лицензия СС.
Позднеантичная мозаика. Википедия, лицензия СС.

То есть, ИИ на той планете знал про принципы воздействия определенных звуковых комбинаций на психику живых аборигенов и сумел создать музыку, которой они не могли сопротивляться, даже если понимали, что следование "зову" повлечет за собой необратимые изменения в их организмах.

Честно говоря, в верности этого метода можно убедиться, наблюдая за окружающими в наушниках и с глазами, уставленными в смартфоны (а толпы таких "отключенных от реальности" бродят по улицам Москвы и ездят в метро - трудно встретить человека, который не был бы прикреплен к девайсу и не слушал бы своё "тынц-тынц").

Музыка, которую композитор Владимир Чернышев, вряд ли можно назвать неотразимо влекущей. Обычная ритмичная эстрадная "попса" с элементами джаза. Но ведь именно такое нравится широкой публике. Люди, не обладающие развитым музыкальным вкусом, отвергают всё сложное и глубокое, зато питают необоримое пристрастие к примитивным шлягерам. Кстати, "зов" в фильме по сравнению с тем, что вливают себе ныне в уши наши современники, кажется отнюдь не столь дуболомным.

То есть, в фильме "Отроки во Вселенной" перед нами - образец музыки, созданной ИИ с учетом гуманоидной психики и с расчетом на подчинение этой психики и ее фактическое уничтожение.

Музыка оказывается главным оружием роботов против местных людей (на землян она не действует столь же мощно).

Эра ИИ и музыкальное творчество

Прямо при нас начинается эра ИИ. Нейросети стремительно прогрессируют, и уже всерьез обсуждают возможность полного вытеснения труда живых художников, копирайтеров, переводчиков и даже писателей с рынка услуг: их, якобы, с успехом может заменить (а где-то уже заменяет) продвинутая нейросеть.

Мне кажется, не может. Именно потому, что у нейросети, как у всякого робота с ИИ, нет психики, а искусство теснейшим образом с нею связано. Робот способен найти оптимальные сочетания форм, красок и слов, которые должны априори нравиться среднему человеку. Но далеко не всякому они реально заменят настоящее искусство.

По-моему, это особенно ясно видно на примере музыки. Скомбинировать музычку для фоновой подкладки к ролику, для дискотеки, для сопровождения фантастического фильма - это сеть может. А создать музыкальный шедевр - нет. Ибо музыка - такая таинственная материя, которая будет мертва без "души", то есть без субъективного опыта своего создателя, будь то маленький Моцарт, радостно жонглировавший только что открытыми им музыкальными мирами, или поздний Бетховен, устремленный в звездные выси, или светоносный Гендель, или трагически изломанный Шостакович... Кроме того, наиболее мощное притяжение случается, когда интеллектуальный и эмоциональный опыт творца каким-то образом совпадает с опытом слушателя. Тогда язык даже самой сложной музыки становится внутренне понятным, а послание, скрытое в ней, считывается без слов, хотя никогда не может быть расшифровано полностью. ИИ на такое неспособен в принципе.

Другое дело, что широкой публике сложность не нужна. И тогда - прямой путь в технологичный центр "вершителей". Там вас сделают абсолютно счастливыми при помощи электронного "тынц-тынц".

--

В моей космоопере "Хранительница" довольно много говорится о музыке. В книге "Наследник" появляется даже инопланетный музыкальный гений, "уйлоанский Моцарт", маленький принц Ульвен. Он мечтает если не осчастливить планету Лиенну, проклятую его матерью, то, по крайней мере, привнести на нее мир и согласие при помощи космического "гармонизатора".

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".