Найти тему
Short History

Неизвестный вид спорта: бобслей!

В чём разница между катанием на санках и бобслеем? Ну, примерно как разница между прыжком с парашютом и прыжком без парашюта…

Переворот американского экипажа на трассе Кубка Мира. На спортивной терминологии называется «падением на трассе».
Переворот американского экипажа на трассе Кубка Мира. На спортивной терминологии называется «падением на трассе».

Доброго времени суток, дамы и господа!

Приступим?

Начнём мы своё увлекательное путешествие в мир льда и скоростей с небольшого швейцарского городка Санкт-Мориц, где в 1897 году был создан первый в мире «Бобслейный клуб».

Могли бы начать с зарождения самой движухи - скоростного спуска на управляемых (да-да, они ещё и управляются!) санях по ледяной трассе - но отследить конкретный временной промежуток, когда чье-то шило заиграло в заднем проходе и привело к созданию подобного развлечения, невозможно. Не станем заострять внимание и продолжим рассказ о Швейцарии и новом прибыльном бизнесе владельцев горных курортов и шале. 

Да, разумеется!

В лучших европейских традициях новый вид активности коммерциализировался крайне быстро. Уже в 1904 году на замену самодельным санкам с рулевым управлением начинают фабрично производиться спортивные болиды, названные бобами, непосредственно, от названия спорта.

Слово “bob”, кстати говоря, переводится с английского как «неуклюжий», что очень точно показывает движение первых деревянных болидов по грубому, залитому вручную льду трассы.

Отдыхающие же, по видимому, и разносят молву о забаве в соседние со Швейцарией государства: трассы появляются в Германии и Австрии. Уже в 1908 году проводится первый международный старт, а в 1923 году (по окончании Первой Мировой Войны и восстановления относительного порядка) организовывается «Международная федерация бобслея и тобоггана» - в переводе на грязно-буржуазный - FIBT.

Тобогган - это родственный вид спорта, где спускались на санках без полозьев. Для сравнения, в детстве съезжали на картонке? По сути, оно и есть. Этот вид спорта был задушен более успешными бобслеем и скелетоном, которые в 1924 и 1928 годах соответственно были включены в программу Зимних Олимпийских Игр. 

Британский экипаж на первых Олимпийских Играх. Шамони-1924.
Британский экипаж на первых Олимпийских Играх. Шамони-1924.

Ещё до включения в программу Олимпиады количество народу в экипаже менялось неоднократно: от двух до восьми спортсменов, от исключительно мужских до смешанных.

В конечном счёте, на Олимпиаде 1924 года в Шамони заезды совершили «четвёрки», а одним олимпийским циклом спустя - в 1932, на Играх в Лэйк-Плэсиде - стартовали уже «четвёрки» и «двойки».

С тех пор добавились две женские дисциплины - «двойка» и дебютировавший на ОИ-2022 «монобоб» (одинарный болид).

Российский экипаж на ОИ-2022 в Пекине. В гламурном синем шлеме - пилот Ростислав Гайтюкевич, чемпион мира среди юниоров.
Российский экипаж на ОИ-2022 в Пекине. В гламурном синем шлеме - пилот Ростислав Гайтюкевич, чемпион мира среди юниоров.

Окей, с началом движа разобрались. А что же происходило у нас, в Советском Союзе?

А ничего. Страна бодрым шагом чапала к победе коммунизма и было не до каких-то саночек на льду. Первая бобслейная команда появилась в СССР только в 1980 (!) году и следующие пять лет базировалась в немецком (!!) Оберхоффе. Почему же там, спросите вы? Дело в том, что трасс на территории самой большой страны в мире не было, и пришлось теснить немцев.

Свою трассу построили только несколько лет спустя в латвийском Сигулде. Там же, на заводе ВЭФ, построили и серию очень неплохих бобов, на которых в 1984 году была взята первая в истории отечественная Олимпийская медаль: бронза в двойке. Достижение способствовало бурному развитию редкого вида спорта, и до 1988 года команды появились практически во всех крупных городах Союза: на Чемпионат страны заявлялось до 50-ти экипажей. И это несмотря на тотальное отсутствие инвентаря и мест его применения! 

В том же 1988 на ОИ в Калгари советские спортсмены берут до сих пор единственное «золото» в «двойке» и «бронзу» в «четвёрке». С тех пор только в 2006 и 2010 годах наши олимпионики поднимались на пьедестал с пятью кольцами, взяв серебро и бронзу.

Советские Олимпийские чемпионы после заезда.
Советские Олимпийские чемпионы после заезда.

Интересный факт: Латвия, в которой активно развивали бобслей в Союзе, до сих пор активно выступает на международных стартах. А все советские спортсмены-бобслеисты высокого класса, за исключением нескольких человек, - латыши.

А ещё в Союзе изобрели демпфер - это когда нос боба крутится вокруг своей оси, как бы «облизывая» виражи. Сейчас на бобах с демпфером катаются практически все, редко-редко можно только на тренировках увидеть монолитные болиды.

С историей покончили. Теперь к современности.

Бобслей сейчас - популярный в Европе и не очень в России - вид спорта. Относительную известность ему принесли лишь Сочи-2014, где экипаж Алексея Воеводы резонансно взял золотую медаль, а затем также резонансно провалил допинг-тест с аннулированием всех результатов. 

Современные правила регламентируют четыре дисциплины: двойки (мужские и женские), четвёрки и монобоб. Скелетон, как вид спорта, тоже определяется подвидом бобслея, но имеет свою специфику, а поэтому про него в другой раз. 

Цель экипажа - как можно быстрее проехать ледяную трассу по сумме двух (на ОИ - четырёх) заездов. Победитель определяется по сумме времени.

В целом, всё. Но.

Бобслей не был бы бобслеем, если бы не прикольные уточнения. 

Во-первых, можно переворачиваться, теряя только драгоценное время, но не участие в соревновании. Такое бывает, когда пилот выбирает неверную траекторию прохождения и боб заваливается набок. Такая попытка засчитывается за удачную, если все члены экипажа доезжают до финиша внутри боба, а не выдуваются из него центробежной силой и скоростью в 135+ км/ч. Справедливости ради, бывает такое нечасто.

Во-вторых, есть строгие ограничения по весу экипажа, включая спортсменов, боб и экипировку. Взвешивание обычно проводится после всех заездов, поэтому есть шанс хорошо выступить и обидно слететь за «перевес».

Нельзя не сказать про самих спортсменов, верно?

Существует чёткое деление на пилотов и разгоняющих. Пилот помогает разогнать боб и во время прохождения трассы им управляет, по сути, является главным в экипаже.

Разгоняющий (в двойке - один, в четвёрке - трое: правый боковой, левый боковой и задний) разгоняет боб на старте, запрыгивает и помогает пилоту наклоном корпуса в поворотах виражей. По сути, его функция - быстро толкнуть и сгруппироваться так, чтобы не мешать пилоту.

Существует тенденция набирать разгоняющих, уже умеющих быстро бежать, обычно это спринтеры, уходящие из лёгкой атлетики не ниже уровня КМС и МС.

Так, теперь надо разобраться чем спортсмены всё же управляют.

Боб - карбоновая штука на металлической раме. В носовой части - поворотный механизм (тот самый демпфер) и рулевое управление, поворачивающее передние коньки, как на машине, а также кресло пилота. В задней части - место для разгоняющих (очень тесное и, к сожалению, без кресел и намёка на комфорт) и тормоз, который вдавливается в пол задним разгоняющим на финише (в монобобе педаль тормоза находится у пилота).

Болид представляет собой довольно сложную и недовольно дорогую инженерную конструкцию: стоимость может доходить до сотен тысяч евро, догоняя и обгоняя ценники на спортивные автомобили.

В отличие от автоспорта, кстати, механиков в бобслее нет и экипажи самостоятельно чинят инвентарь и готовят его к соревнованиям и тренировкам.

Люди, техника, что же ещё? Верно, место, где всё это может встретиться!

Старейшей действующей трассой мира по прежнему остаётся Санкт-Мориц. На ней даже проводятся этапы Кубка Мира. Она же - единственная природная трасса, которую каждый год заливают и прокладывают заново. Все остальные мировые треки - искуственные и построены из бетона, на который намораживается лёд. Разумеется, сооружения проектируются так, чтобы не допустить при аварии вылета экипажа из трассы, однако есть официальные и неофициальные случаи, а счёт тяжелых аварий за историю вида спорта идёт на десятки. 

Трасса состоит из сплошных поворотов-виражей, которых может быть от 15 до 20, для контроля скорости и перегрузок виражи рассчитываются так, что некоторые из них специально «гасят» скорость. Эту же функцию выполняют контруклоны. К примеру, на единственной российской трассе в Сочи находится 17 виражей и 3 контруклона, не позволяющих разогнать боб выше 140 км/ч, при действующем мировом рекорде в 157 км/ч. Безопасность важнее!

Не зря сочинская трасса считается одной из самых безопасных в мире и практически идеальной для обучения пилотов.

И объединяет всё-всё-всё, конечно, соревновательный дух!

Бобслей - Олимпийский вид спорта, поэтому самым весомым достижением можно назвать именно этот старт. По традиции, самые сильные команды - Германия, Швейцария, Канада, США, Великобритания и Россия. Именно экипажи этих стран претендуют на звание «лучших в мире». Но Олимпиада - ещё и везение! На крайних Играх сильнее всех везло немцам - весь пьедестал почёта был занят немецкими гонщиками. 

Престижными считаются Кубок Мира (полугодовая серия практически ежедневных стартов на всех крупных мировых трассах), Чемпионат Мира и Европы, юниорское Первенство Мира и Европы. 

Чтобы поехать на подобные крупные мировые соревнования, нужно выиграть точно такие же старты, но со словом «Россия» вместо «Мир» в названии. Это непросто, ведь конкуренция внутри страны немалая: даже именитые спортсмены участвуют и подтверждают своё право на нахождении в национальной сборной команде. К тому же, участвовать приезжает немало опытных спортсменов: в бобслее нет ограничений по возрасту, а юниорская команда - до 27 (!!!) лет. Это один из самых высоких показателей среди всех зимних видов спорта (к примеру, в лыжных гонках юниорами считаются спортсмены до 23 лет).

В заключении - несколько фактов:

В бобслее используются обычные мотоциклетные шлема и специальная обувь - шиповки. Она производится по заказу команд и стоит порядка 300 евро за пару.

Доставка бобов на место старта осуществляется на специальных грузовиках, в которые влезает по два экипажа с болидами.

«Посвящением» в бобслеисты считается переворот спортсмена в бобе во время заезда. Обычно наиболее сильные травмы при этом получает разгоняющий, а пилот отделывается парой синяков и ожогом на плече (из-за трения об лёд).

Команды на старте подаёт диспетчер, находящийся в пункте управления трассой. После трагической аварии на Кубке Мира все трассы оборудованы системой камер, на старте должен быть светофор, а все команды подаются заблаговременно и только по завершению предыдущего заезда.