В чём разница между катанием на санках и бобслеем? Ну, примерно как разница между прыжком с парашютом и прыжком без парашюта…
Доброго времени суток, дамы и господа!
Приступим?
Начнём мы своё увлекательное путешествие в мир льда и скоростей с небольшого швейцарского городка Санкт-Мориц, где в 1897 году был создан первый в мире «Бобслейный клуб».
Могли бы начать с зарождения самой движухи - скоростного спуска на управляемых (да-да, они ещё и управляются!) санях по ледяной трассе - но отследить конкретный временной промежуток, когда чье-то шило заиграло в заднем проходе и привело к созданию подобного развлечения, невозможно. Не станем заострять внимание и продолжим рассказ о Швейцарии и новом прибыльном бизнесе владельцев горных курортов и шале.
Да, разумеется!
В лучших европейских традициях новый вид активности коммерциализировался крайне быстро. Уже в 1904 году на замену самодельным санкам с рулевым управлением начинают фабрично производиться спортивные болиды, названные бобами, непосредственно, от названия спорта.
Слово “bob”, кстати говоря, переводится с английского как «неуклюжий», что очень точно показывает движение первых деревянных болидов по грубому, залитому вручную льду трассы.
Отдыхающие же, по видимому, и разносят молву о забаве в соседние со Швейцарией государства: трассы появляются в Германии и Австрии. Уже в 1908 году проводится первый международный старт, а в 1923 году (по окончании Первой Мировой Войны и восстановления относительного порядка) организовывается «Международная федерация бобслея и тобоггана» - в переводе на грязно-буржуазный - FIBT.
Тобогган - это родственный вид спорта, где спускались на санках без полозьев. Для сравнения, в детстве съезжали на картонке? По сути, оно и есть. Этот вид спорта был задушен более успешными бобслеем и скелетоном, которые в 1924 и 1928 годах соответственно были включены в программу Зимних Олимпийских Игр.
Ещё до включения в программу Олимпиады количество народу в экипаже менялось неоднократно: от двух до восьми спортсменов, от исключительно мужских до смешанных.
В конечном счёте, на Олимпиаде 1924 года в Шамони заезды совершили «четвёрки», а одним олимпийским циклом спустя - в 1932, на Играх в Лэйк-Плэсиде - стартовали уже «четвёрки» и «двойки».
С тех пор добавились две женские дисциплины - «двойка» и дебютировавший на ОИ-2022 «монобоб» (одинарный болид).
Окей, с началом движа разобрались. А что же происходило у нас, в Советском Союзе?
А ничего. Страна бодрым шагом чапала к победе коммунизма и было не до каких-то саночек на льду. Первая бобслейная команда появилась в СССР только в 1980 (!) году и следующие пять лет базировалась в немецком (!!) Оберхоффе. Почему же там, спросите вы? Дело в том, что трасс на территории самой большой страны в мире не было, и пришлось теснить немцев.
Свою трассу построили только несколько лет спустя в латвийском Сигулде. Там же, на заводе ВЭФ, построили и серию очень неплохих бобов, на которых в 1984 году была взята первая в истории отечественная Олимпийская медаль: бронза в двойке. Достижение способствовало бурному развитию редкого вида спорта, и до 1988 года команды появились практически во всех крупных городах Союза: на Чемпионат страны заявлялось до 50-ти экипажей. И это несмотря на тотальное отсутствие инвентаря и мест его применения!
В том же 1988 на ОИ в Калгари советские спортсмены берут до сих пор единственное «золото» в «двойке» и «бронзу» в «четвёрке». С тех пор только в 2006 и 2010 годах наши олимпионики поднимались на пьедестал с пятью кольцами, взяв серебро и бронзу.
Интересный факт: Латвия, в которой активно развивали бобслей в Союзе, до сих пор активно выступает на международных стартах. А все советские спортсмены-бобслеисты высокого класса, за исключением нескольких человек, - латыши.
А ещё в Союзе изобрели демпфер - это когда нос боба крутится вокруг своей оси, как бы «облизывая» виражи. Сейчас на бобах с демпфером катаются практически все, редко-редко можно только на тренировках увидеть монолитные болиды.
С историей покончили. Теперь к современности.
Бобслей сейчас - популярный в Европе и не очень в России - вид спорта. Относительную известность ему принесли лишь Сочи-2014, где экипаж Алексея Воеводы резонансно взял золотую медаль, а затем также резонансно провалил допинг-тест с аннулированием всех результатов.
Современные правила регламентируют четыре дисциплины: двойки (мужские и женские), четвёрки и монобоб. Скелетон, как вид спорта, тоже определяется подвидом бобслея, но имеет свою специфику, а поэтому про него в другой раз.
Цель экипажа - как можно быстрее проехать ледяную трассу по сумме двух (на ОИ - четырёх) заездов. Победитель определяется по сумме времени.
В целом, всё. Но.
Бобслей не был бы бобслеем, если бы не прикольные уточнения.
Во-первых, можно переворачиваться, теряя только драгоценное время, но не участие в соревновании. Такое бывает, когда пилот выбирает неверную траекторию прохождения и боб заваливается набок. Такая попытка засчитывается за удачную, если все члены экипажа доезжают до финиша внутри боба, а не выдуваются из него центробежной силой и скоростью в 135+ км/ч. Справедливости ради, бывает такое нечасто.
Во-вторых, есть строгие ограничения по весу экипажа, включая спортсменов, боб и экипировку. Взвешивание обычно проводится после всех заездов, поэтому есть шанс хорошо выступить и обидно слететь за «перевес».
Нельзя не сказать про самих спортсменов, верно?
Существует чёткое деление на пилотов и разгоняющих. Пилот помогает разогнать боб и во время прохождения трассы им управляет, по сути, является главным в экипаже.
Разгоняющий (в двойке - один, в четвёрке - трое: правый боковой, левый боковой и задний) разгоняет боб на старте, запрыгивает и помогает пилоту наклоном корпуса в поворотах виражей. По сути, его функция - быстро толкнуть и сгруппироваться так, чтобы не мешать пилоту.
Существует тенденция набирать разгоняющих, уже умеющих быстро бежать, обычно это спринтеры, уходящие из лёгкой атлетики не ниже уровня КМС и МС.
Так, теперь надо разобраться чем спортсмены всё же управляют.
Боб - карбоновая штука на металлической раме. В носовой части - поворотный механизм (тот самый демпфер) и рулевое управление, поворачивающее передние коньки, как на машине, а также кресло пилота. В задней части - место для разгоняющих (очень тесное и, к сожалению, без кресел и намёка на комфорт) и тормоз, который вдавливается в пол задним разгоняющим на финише (в монобобе педаль тормоза находится у пилота).
Болид представляет собой довольно сложную и недовольно дорогую инженерную конструкцию: стоимость может доходить до сотен тысяч евро, догоняя и обгоняя ценники на спортивные автомобили.
В отличие от автоспорта, кстати, механиков в бобслее нет и экипажи самостоятельно чинят инвентарь и готовят его к соревнованиям и тренировкам.
Люди, техника, что же ещё? Верно, место, где всё это может встретиться!
Старейшей действующей трассой мира по прежнему остаётся Санкт-Мориц. На ней даже проводятся этапы Кубка Мира. Она же - единственная природная трасса, которую каждый год заливают и прокладывают заново. Все остальные мировые треки - искуственные и построены из бетона, на который намораживается лёд. Разумеется, сооружения проектируются так, чтобы не допустить при аварии вылета экипажа из трассы, однако есть официальные и неофициальные случаи, а счёт тяжелых аварий за историю вида спорта идёт на десятки.
Трасса состоит из сплошных поворотов-виражей, которых может быть от 15 до 20, для контроля скорости и перегрузок виражи рассчитываются так, что некоторые из них специально «гасят» скорость. Эту же функцию выполняют контруклоны. К примеру, на единственной российской трассе в Сочи находится 17 виражей и 3 контруклона, не позволяющих разогнать боб выше 140 км/ч, при действующем мировом рекорде в 157 км/ч. Безопасность важнее!
Не зря сочинская трасса считается одной из самых безопасных в мире и практически идеальной для обучения пилотов.
И объединяет всё-всё-всё, конечно, соревновательный дух!
Бобслей - Олимпийский вид спорта, поэтому самым весомым достижением можно назвать именно этот старт. По традиции, самые сильные команды - Германия, Швейцария, Канада, США, Великобритания и Россия. Именно экипажи этих стран претендуют на звание «лучших в мире». Но Олимпиада - ещё и везение! На крайних Играх сильнее всех везло немцам - весь пьедестал почёта был занят немецкими гонщиками.
Престижными считаются Кубок Мира (полугодовая серия практически ежедневных стартов на всех крупных мировых трассах), Чемпионат Мира и Европы, юниорское Первенство Мира и Европы.
Чтобы поехать на подобные крупные мировые соревнования, нужно выиграть точно такие же старты, но со словом «Россия» вместо «Мир» в названии. Это непросто, ведь конкуренция внутри страны немалая: даже именитые спортсмены участвуют и подтверждают своё право на нахождении в национальной сборной команде. К тому же, участвовать приезжает немало опытных спортсменов: в бобслее нет ограничений по возрасту, а юниорская команда - до 27 (!!!) лет. Это один из самых высоких показателей среди всех зимних видов спорта (к примеру, в лыжных гонках юниорами считаются спортсмены до 23 лет).
В заключении - несколько фактов:
В бобслее используются обычные мотоциклетные шлема и специальная обувь - шиповки. Она производится по заказу команд и стоит порядка 300 евро за пару.
Доставка бобов на место старта осуществляется на специальных грузовиках, в которые влезает по два экипажа с болидами.
«Посвящением» в бобслеисты считается переворот спортсмена в бобе во время заезда. Обычно наиболее сильные травмы при этом получает разгоняющий, а пилот отделывается парой синяков и ожогом на плече (из-за трения об лёд).
Команды на старте подаёт диспетчер, находящийся в пункте управления трассой. После трагической аварии на Кубке Мира все трассы оборудованы системой камер, на старте должен быть светофор, а все команды подаются заблаговременно и только по завершению предыдущего заезда.