Найти в Дзене

Джордж Оруэлл про частные школы

Одна из важных проблем, которую поднимает Джордж Оруэлл в своем раннем романе «дочь священника», это коммерциализация частных школ, которые создаются лишь из-за желания легкого и не пыльного заработка, и уж точно не из благородной цели. Оруэлл на примере мелкой провинциальной школы, унылого темного здания, засунутого в пригород Лондона, где и так немало подобных неприятных заведений, показывает, насколько бесплодным и бессмысленным может быть процесс школьного образования. Что имеем? И совершенно неважно, какие знания дети получат из подобных учебников, ведь самое главное, что они умеют красиво писать и складывать цифры друг с другом. А если какой-нибудь учитель, наполненный энтузиазмом, решит вложить в головы отупевших от монотонной работы учеников хоть немного полезного, решит научить их думать самостоятельно, то тут же соберется родительский совет. С вилами и факелами, как на охоту за ведьмой. А почему их детей учат всякой бесполезной ерунде? Она же не понадобится им в будущем

Одна из важных проблем, которую поднимает Джордж Оруэлл в своем раннем романе «дочь священника», это коммерциализация частных школ, которые создаются лишь из-за желания легкого и не пыльного заработка, и уж точно не из благородной цели. Оруэлл на примере мелкой провинциальной школы, унылого темного здания, засунутого в пригород Лондона, где и так немало подобных неприятных заведений, показывает, насколько бесплодным и бессмысленным может быть процесс школьного образования.

Что имеем?

  • Директриса – немолодая женщина, получающая радость лишь когда надурит кого-то на лишнюю крону или перетянет в класс ученика из богатенькой семьи – миссис Криви. Пожалуй, самый яркий персонаж, выписанный тщательно, красочно, жирными мазками. Ее мелочность, ханжество, лизоблюдство перед богатыми родителями учеников и полное невежество. Миссис Криви в жизни не дочитала ни одной книги целиком, чем немало гордится, зато, видно, не пропускала занятия арифметикой, потому что обсчитать кого-то для нее сущий пустяк. И можно уже даже остановиться на этом пункте, потому что с такой директрисой школе не грозит ничего хорошего, даже если преподаватели будут стараться изо всех сил.
  • Все ученики, которых в школе около двадцати, строго делятся на три группы. Первая: дети богатых родителей – их нужно хвалить почаще, а за обедом им достаются куски мяса покрупнее. Вторая: дети родителей чуть победнее, для них сойдут и хрящи, а третья группа – у этих детей родители совсем не надежны, могут задержать оплату и на два триместра. Они вообще не допускаются к обеденному столу, и едят свои сухие пайки в классной комнате. С такими можно делать что угодно, ну не до полицейского суда, конечно.

  • Учебники, которые призваны дать знания учениками, были выпущены еще в прошлом веке. Если арифметика вполне может сгодиться, то вот истории явно требуется обновление. Хрестоматия не изобилует художественными произведениями и довольствуется заметками о природе, написанными, надо полагать, для дошкольников. И есть еще французский разговорник на все случаи жизни в Париже, где первой фразой идет «шнуруйте мой корсет не слишком туго».

И совершенно неважно, какие знания дети получат из подобных учебников, ведь самое главное, что они умеют красиво писать и складывать цифры друг с другом. А если какой-нибудь учитель, наполненный энтузиазмом, решит вложить в головы отупевших от монотонной работы учеников хоть немного полезного, решит научить их думать самостоятельно, то тут же соберется родительский совет. С вилами и факелами, как на охоту за ведьмой.

А почему их детей учат всякой бесполезной ерунде? Она же не понадобится им в будущем! А почему так мало практики? Им не нужна вся новомодная чушь вроде дробей, лишь обычная арифметика. А что за пошлости в этих шекспировских пьесах? Как же такое можно преподавать детям?! Они не за тем отправляют своих детей в школу, чтобы им там мысли вредные давали.

И окажутся правы, потому что в частных школах всегда правы родители, которые платят.