Двух-трехлетние дети обращаются к своему телу, как к кому-то ещё, в третьем лице. Они говорят, рассказывая о себе: «Никита пришёл». «У Кати есть кукла». И только примерно к пятилетнему возрасту уже уверенно используют в разговорах местоимение «я».
А вообще, кто такой этот «Я»?
Из детства всплывают строки стихотворения Бориса Заходера:
— Я, —
Сказала буква Я, —
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! —
А если серьезно, часто мы оперируем понятиями: «Я» и «Личность», ставя между этими словами знак равенства. Так ли это?
Некоторые определения личности, которые даются в разных словарях:
1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности /энциклопедический словарь/.
2) Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других /психологический словарь/.
3) Человек как носитель каких-нибудь свойств /словарь Ожегова/.
«Субъект отношений», «система поведения», «носитель свойств» - ничего непонятно. А кто себя оценивает, чьи черты и свойства присутствуют?
Например, мы описываем автомобиль: что он зеленый, большой, удобный, новый, у него есть марка, технические характеристики и т. д. Другими словами, мы описываем его качества, причем каждый человек при описании, выберет свои, те, что ему, кажутся, более значимыми, более понятными.
Но, в целом автомобиль - это объект материального мира, обладающий определенными свойствами и признаками, но не наоборот!!! Свойства и признаки не могут быть самим автомобилем!
В буддийской традиции одной и ключевых является практика «Кто я». Существует предание, что она использовалась наставниками для обучения начинающих адептов очень давно и была строго секретной. Ученик должен был заслужить доверие учителя, чтобы получить инструкцию по ее применению.
Почему?
Возможно, для того, чтобы у ученика была выше мотивация и осознанность при работе с ней. Ведь, многие знают по себе, что дается с трудом, окутано тайной, то и больше ценится. Другими словами, работа с "тайной" вызывает больше интереса и принесет больше результатов тому, кто ее практикует.
О том, что много людей ещё не прошло самоиндификацию существует
забавная история:
В международном аэропорту известный журналист, делая «горячий» репортаж, подходил к пассажирам перед полетом с провокационным вопросом: «Чего Вы в жизни боитесь больше всего?»
В ответ он получал в большинстве случаях похожие ответы, типа: «Внезапной смерти», «Разбиться в полете», «Умереть молодым» и т.д.
Тут он увидел даосского монаха, который сидел с закрытыми глазами.
Журналист, обрадовавшись такой удаче, подбежал к нему.
- Чего Вы боитесь в жизни больше всего? - протараторил репортер, мирно сидящему старику.
Немного помедлив, монах открыл глаза и спросил в ответ:
- Кто ты?
Молодой человек бойко заговорил:
- Я журналист из газеты…
- Пиши, пиши. Но я не спрашиваю твою профессию, кто ты? – повторил монах.
- Ой, извините, я не представился, - начал оправдываться мужчина.
- Ты хочешь называть свое имя, а я спрашиваю, кто ты?
Репортер, слегка опешив, ответил:
- Я – человек.
- Это твоя биологическая форма, а кто ты есть? – спокойно задал свой вопрос странник.
Окончательно растерявшись, молодой человек промямлил: «Я, мне», - а затем молча уставился на монаха.
- Вот это и есть самое страшное в жизни, когда не можешь ответить себе: «Кто я?» - промолвил старец и закрыл глаза.
Чтобы не быть похожими на нерадивого журналиста, предлагаю присоединится к древней тайне и попробовать освоить практику
«Кто я»?
Её суть заключается в том, чтобы отыскать в себе подлинное «Я» и почувствовать свою «Личность».
Ее можно выполнять несколькими способами. Привожу самый доступный.
Перед зеркалом
Глядя себе в глаза задавайте вопросы, как монах из истории, и отвечайте на них, не отводя взора. Старайтесь наблюдать, как меняется выражение глаз при том или ином ответе.
Эффективность освоения любой практики заключается в ее систематичности. Чтобы продвинуться в осознанности, необходимо отыскать того, у кого возникла потребность в развитии. Если интереса нет, значит тайна «Кто я», пока для вас сокрыта.
Достаточно выделять для практики 10–15 минут за раз. Результат может появиться у каждого в свое время. Здесь нет точных дат и интервалов. Кому-то откроется через день, кому-то через месяц или год. При искреннем намерении откроется обязательно!
Успехов!