Как правильно понимать фразу Христа «любите врагов своих», рассказал ученый-богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Это очень хороший вопрос. Мы ведь часто позволяем себе злорадствовать относительно не только личных врагов, но и всех остальных. Особенно когда какой-то преступник попался на чём-то, его осудили и посадили в тюрьму.
Есть замечательная формула святых отцов: нужно ненавидеть грех человека, но не самого человека. Как это понять?
Это — не красивые слова, а великая истина, которая может нас избавить от глубоких душевных ран.
Что это значит? К примеру, возьмём убийцу. По закону он должен быть серьёзно наказан. А кто он, в действительности? Бедный человек, который дошёл до такого состояния. Докатился, бедняга. Господи, помилуй его!
Но сам грех, само преступление, само беззаконие мы должны осуждать, отвергать, не принимать и, если хотите, требовать соответствующего наказания.
Человек споткнулся. Этим грехом он уже себе нанёс страшную рану. Ведь грех — это и есть та рана, которую человек наносит себе сам.
Когда кто-то кого-то ненавидит, кто страдает? Тот, кто ненавидит. Другой человек может этого даже не знать. Итак, кто ненавидит, тот и страдает. И так — с каждым грехом.
Человек совершил грех, преступление, беззаконие. Он уже совершил против себя страшный грех. С грехом надо бороться, и это, бесспорно. Но самого человека следует от всей души пожалеть.
Я слышал, как один немец рассказывал, как их, пленных немцев, во время войны гнали через какую-то русскую деревеньку. И на улицу вышли жители деревни. И он рассказывал, что они очень испугались и в буквальном смысле сжались, ожидая, что деревенские побьют их камнями.
И вдруг люди стали передавать им хлеб. Замёрзшим, голодным, поверженным немцам русские люди протягивали хлеб. Когда он это рассказывал, он рыдал. Такого он никогда ещё в своей жизни не видел.
Вот вам пример. Да, немцы совершили зло. Столько людей погибло, столько страданий было причинено. Но злобы против них не было. Против зла — да, конечно.
Да избави нас, Бог, иметь злобу. И тогда мы не будем ранить ни себя, ни других. Ненавидеть надо грех. Но не человека, который совершает это грех. Надо уметь это разделять и не позволять себе держать злобу против человека. Даже из любви к себе надо уметь это делать. Потому что тот, кто таит в себе злобу, получает страдания.
Мы все по себе это знаем. Когда сильно злимся на кого-либо, то теряем покой, даже спать по ночам не можем. Мы, таким образом, сами себя наказываем.
Именно так следует понимать слова Христа «любите врагов ваших». Не в том смысле, что по головке гладить и не наказывать вовсе. Ничего подобного!
Искоренять зло нужно всеми силами. Толстовство здесь неуместно. Православие никогда не имело ничего общего с толстовством.
Ещё статья: Если не можешь простить человека — какой же ты тогда христианин? Объясняет священник.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие молитва
молитвабогу господьбог промыслбожий