Как известно, немцы - народ пунктуальный, расчётливый и довольно прижимистый. Даже сейчас люди, живущие в Германии, могут попросить родственников оплатить праздничный обед, на который сами же их и пригласили. Ну, а во время Второй мировой войны, когда возможностей поправить своё материальное положение было великое множество, немцы и вовсе не гнушались ничем. Грабежи, похищение культурных и исторических ценностей из музеев, отъём ценностей у военнопленных и узников концлагерей - вот лишь малый список способов, которыми Гитлер и его подручные пополняли казну Третьего рейха, а зачастую - и набивали собственные карманы.
Дело доходило до того, что сотрудники концлагерей не только заставляли узников трудиться на непосильной работе до последнего вздоха, но и после смерти заключённых старались извлечь из них максимальную выгоду. Самое «безобидное», что с ними делали (и о чём тут можно писать) - это пускали волосы на набивку матрасов. Кроме того, педантичные немцы, не упуская из виду ни одной марки, ещё и отправляли родственникам умерших или казнённых узников счета за кремацию.
Однако прежде, чем заставить узника концлагеря трудиться «на благо Третьего рейха» или же сразу отправить его в газовую камеру (а именно так немцы нередко поступали с теми, кто просто физически не мог работать на износ - маленькими детьми, стариками, реже - женщинами), его нужно было туда доставить. Особенно «актуальным» это стало в августе 1941 года, когда немцы вплотную занялись тем, что сами они называли «окончательным решением еврейского вопроса».
Гитлеровцы проводили карательные рейды и на местах, но всё-таки предпочитали проводить наиболее крупные акции Холокоста в специальных концлагерях - подальше от любопытной прессы и внимания мировой общественности.
В Освенциме, самом большом «лагере смерти», в годы Второй мировой войны было уничтожено до четырёх миллионов человек. И почти всех их доставили туда на поездах, ради чего немецким железнодорожникам даже пришлось проложить дополнительные пути до «места назначения».
Для доставки будущих узников в концлагеря гитлеровцы использовали так называемые «кригслоки» - локомотивы с десятью (а не шестью как это бывает обычно) ведущими колёсами. Такие поезда отличались большей мощностью и могли перевозить на 10% больше груза, чем обычные железнодорожные составы.
Человеку, которого отправляли в концлагерь, разрешалось брать с собой только предметы первой необходимости. Кроме того, арестант должен был ещё и оплатить дорогу к месту нового «проживания». Тариф составлял пфенинг за километр. Это было вполне достаточной, но при этом не чрезмерной платой, чтобы человек ничего не заподозрил до момента отъезда. Никому из арестантов, ведь, и в голову не могло прийти, что с него станут требовать деньги за доставку к месту казни или каторжного труда.
Это было необходимо, чтобы создать у людей иллюзию того, что их везут на Восток по программе массового переселения. Таким образом немцы минимизировали риск бунтов и возмущений перед и во время отправки будущих узников в лагеря смерти.
К слову, несмотря на то, что стоимость «билета» до концлагеря была относительно невелика, общий доход от таких перевозок составил 240 миллионов рейхсмарок, пополнивших счет в Рейхсбанке. Всего же поступления, полученные в ходе массовых депортаций за период с 1938 по 1945 год составили в переводе на современный эквивалент 664 525 820,34 долларов США.
Впрочем, условия оплаты проезда были не для всех одинаковыми. С детей 10-12 лет полагалась половина стоимости, а малыши до 4 лет ехали бесплатно.
И если вначале дороги условия проезда, несмотря на охранников, дежуривших в каждом вагоне, были вполне сносными, то по мере приближения к пункту назначения люди постепенно начинали понимать, куда и зачем их везут.
Поезда на последующих остановках набивались до отказа невзирая на время года. Учитывая же, что «кригслоки» по своей сути были товарняками (реже - вагонами для перевозки скота или пассажирскими вагонами третьего класса), то никаких особых удобств они не предусматривали. Летом - адская жара и духота, зимой - лютый холод, без возможности согреться, темнота и безызвестность относительно собственного будущего - вот что ждало тех, кто отправлялся на них в своё, подчас, последнее путешествие.
К слову, ни воды, и еды арестантам во время дороги до концлагеря не полагалось невзирая на то, что путь туда мог занять и несколько дней.
Один из военнопленных, которого немцы заставили работать на железной дороге, вспоминал, как однажды «кригслок», шедший из Венгрии, остановился возле того места, где он трудился. Стояло знойное лето 1944 года и был самый разгар жаркого дня.
Дабы предотвратить возможные побеги арестантов, все двери в поезде были наглухо заперты. Можно только представить, какая ужасная духота там царила! Ведь воздух мог поступать в вагоны только через крошечные вентиляционные отверстия.
Рабочий заметил, как в одном из таких крошечных окошек мелькнуло детское личико, а затем послышался женский голос, умоляющий дать её малышу хоть немного воды. Рабочий, недолго думая, набрал в кувшин воды и направился к вагону. Но тут его остановил эсэсовец, спросивший, что он собирается сделать.
Мужчина ответил, что хотел передать немного воды для ребёнка. Должно быть, он рассчитывал что охранник позволит ему помочь несчастной матери и её дитя - ведь капелька воды - это же такая малость! Но вместо этого немец грубо приказал рабочему отойти от вагона, пригрозив пристрелить его в случае ослушания.
Одним словом, с потенциальными узниками концлагерей гитлеровцы не церемонились. И если кто-то из арестантов умирал в дороге, не вынеся тягот изнурительного путешествия, то он продолжал ехать до места назначения в том же вагоне, что и его попутчики.
А по прибытию в лагерь арестантов уже ждали вооружённые автоматами эсэсовцы, готовые приступить к «сортировке»: решить кого из вновь прибывших отправить трудиться на благо Третьего рейха, а кого - прямиком в газовую камеру.