Найти в Дзене
История и культура Евразии

Раздел царства Цзинь в 403 году до н. э.

Оглавление

Раздел царства Цзинь является важным событием в древней истории Китая, которое отмечает переход от периода Вёсен и Осеней к периоду Воюющих царств. Это событие было ключевым в формировании государств Чжао, Вэй и Хань на территории бывшего царства Цзинь. Дезинтеграция цзиньской государственности происходила на протяжении нескольких десятилетий.

Царство Цзинь было одним из влиятельных государств в Северном Китае, и его раздел стал результатом внутренних конфликтов и борьбы за власть. Три могущественные семьи, Чжао, Вэй и Хань, сыграли важную роль в разделе и затем стали основой новых государств. Государство Чжао возникло на территории бывшего Цзинь и стало одним из наиболее сильных воюющих царств. Оно процветало благодаря своей сильной армии и развитой экономике. Государство Вэй также возникло в результате раздела и стало одним из ведущих царств в Северном Китае. Оно известно своими торговыми связями и культурным влиянием. Государство Хань, третье государство, возникло после раздела Цзинь, и хотя оно не было столь же мощным, как Чжао и Вэй, оно все равно играло важную роль в дальнейшей истории Китая. Раздел царства Цзинь имел долгосрочные последствия для политической истории Китая. Он стал началом периода Воюющих царств, когда различные государства боролись за господство и территориальное расширение. Этот период характеризовался постоянными войнами и политическими интригами.

Китай в 260 году до н. э. Три царства на месте бывшего Цзинь — в центральной и северной частях карты
Китай в 260 году до н. э. Три царства на месте бывшего Цзинь — в центральной и северной частях карты

Предваряющие события

В конце VII века до н.э. в царстве Цзинь происходили значительные изменения в политической сфере. Династия, которая долгое время удерживала власть, начала терять свое превосходство перед аристократическими родами, известными как "сильные дома". Этот процесс усиливался, и к началу V века до н.э. царская династия Цзинь практически лишилась реальной власти.

В 497 году до н.э. два из этих аристократических кланов, Фань и Чжунхан, восстали против Цзинь. Однако их мятеж был подавлен силами других кланов, таких как Чжао, Вэй, Хань и Чжи. После победы эти кланы разделили между собой земли побежденных мятежников. Хотя формально оставались вассалами Цзинь, они стали равными по мощи правителям крупных независимых царств. Число правящих кланов в Цзинь уменьшилось до четырех, но клан Чжи занял ведущую позицию, оказывая решающее влияние на номинально правящую династию Цзинь. Однако наиболее важным фактором было то, что военная мощь клана Чжи значительно превосходила силы других трех кланов. Это было основой его могущества. Итак, в результате этих политических изменений в Цзинь, династия Цзинь потеряла свою прежнюю власть, а аристократические кланы взяли верх. Именно клан Чжи стал наиболее влиятельным, как политически, так и военном.

Гражданская война

В 454 году до н. э. произошло одно из самых знаменитых сражений в истории Китая - битва при Цзиньяне. Это событие стало поворотным моментом в истории клана Чжао, который смело сопротивлялся трём могущественным кланам Чжи, Хань и Вэй. Глава рода Чжи, Чжи Бояо, стремился к уничтожению своих соперников. Кланы Хань и Вэй, испугавшись мощи Чжи Бояо, подчинились ему, но клан Чжао решил сопротивляться.

Сян-цзы, глава клана Чжао, осознавая, что силы трёх кланов превосходят его собственные, принял решение отступить и укрыться за защитными стенами города Цзиньян. Этот город был выбран неспроста - он славился своими крепкими укреплениями и преданным населением, которое безоговорочно поддерживало правителя Чжао. Под руководством первого министра Чжан Мэнтуна, город был тщательно подготовлен к обороне. Казна клана, запасы продовольствия и оружие перевезены в Цзиньян, а городские стены отремонтировали. Эти меры гарантировали, что Чжао сможет противостоять атакам трёх мощных кланов.

https://rudalle.ru/check_kandinsky2/17e99e64-7028-438b-ab6e-8aff3e52ed54
https://rudalle.ru/check_kandinsky2/17e99e64-7028-438b-ab6e-8aff3e52ed54

Ход осады

В течение двух лет войска трех кланов осаждали город Цзиньян. Они не решились на штурм, так как Чжи Бояо утверждал, что ему нужна только вода для уничтожения города. По его приказу войска отвели воду из реки Фэньшуй и построили большую дамбу, чтобы затопить город. Однако они не смогли полностью затопить его, так как стены города все же превышали уровень воды. В результате Цзиньян оказался в отчаянном положении, вода затопила его на трехэтажную высоту.

К третьему году осады запасы продовольствия в городе полностью иссякли, и начался голод. Голод постепенно усиливался, и горожане, находящиеся в осаде, были вынуждены прибегнуть к людоедству. В такой безвыходной ситуации глава клана Чжао признался Чжан Мэнтуну, что он не может кормить своих чиновников, которые также страдают от голода. Он был готов сдаться. Однако первый министр Чжао не согласился с предложением о сдаче и убедил Чжао послать его с тайной миссией к главам кланов Вэй и Хань для договора против клана Чжи. Посол Чжао успешно выполнил свою миссию, и оба клана решили присоединиться к Чжао. Главы кланов Вэй и Хань признались, что давно хотели восстать против тирании клана Чжи, но опасались его жестокости. Они согласились на союз с Чжао и назначили дату для совместного выступления.

Однако министр Ю Чи из клана Чжи подозревал глав кланов Вэй и Хань в мятежных настроениях и предупредил Чжи Бо об этом. Он указал, что главы Вэй и Хань не только не выражают радости по поводу предстоящего падения Чжао, но, наоборот, встревожены этой перспективой. Но Чжи Бо проигнорировал предупреждение Ю Чи и даже рассказал главам Вэй и Хань о подозрениях своего министра, которые по его мнению были безосновательными. Обидевшись на такое недоверие, Ю Чи решил уехать в царство Ци в качестве посла от клана Чжи. Еще один член клана Чжи, Чжи Го, случайно заметил изменение поведения глав кланов Вэй и Хань после их тайной встречи и заподозрил их в заговоре. Он предупредил Чжи Бо об этом, но глава клана снова не поверил в существование заговора и рассказал главам Вэй и Хань о подозрениях Чжи Го. После этого главы кланов стали вести себя гораздо осторожнее. Чжи Го, убедившись в заговоре, настаивал на казни обоих глав кланов, но Чжи Бо отказался.

Чжи Мэнтун был в курсе всего что происходит в лагере осаждающих. И решил выступать.

https://rudalle.ru/check_kandinsky2/fc871761-0457-46bc-a79b-f63ef95f455b#
https://rudalle.ru/check_kandinsky2/fc871761-0457-46bc-a79b-f63ef95f455b#

Сражение

В ночь на 8 мая 453 года до н.э., отряд лучших воинов Чжао неожиданно напал на охрану дамбы, которая удерживала воды реки Фэньшуй. Чжаосцы разработали гениальный план, используя воду, которую чжисцы использовали для осады города, против самих осаждающих. Они разрушили плотину, и огромный поток воды направился в лагерь войск Чжи, разделяя его надвое. Многометровая стена воды, которая накапливалась в плотине в течение года, практически смыла лагерь Чжи, который несчастливо находился ниже дамбы, и вызвала невероятный хаос. Воспользовавшись паникой, на воинов Чжи с флангов напали войска Вэй и Хань, а с фронта атаковало войско Чжао.

Кланы Вэй, Чжао и Хань совместными усилиями разгромили войско клана Чжи. Победители истребили правящую аристократию клана Чжи, и никто из них не смог спастись, за исключением Чжи Го, который предусмотрительно изменил свою фамилию и заранее сбежал с семьей с поля битвы. Чжи Бо, который находился рядом с Цзаотаем, был взят в плен и казнен по приказу Сян-цзы. Поскольку в прошлом Чжи Бо часто оскорблял и унижал Сян-цзы, глава Чжао утолил свою жажду мести, сделав из черепа убитого вражеского вождя чашу для питья вина, согласно древнему варварскому обычаю. Такая чаша стала государственной реликвией, свидетельствующей о великой победе над могущественным врагом. Её использовали только в особых случаях, например, правитель мог пить "клятвенное вино" из нее при заключении важного межгосударственного договора.

https://rudalle.ru/check_kandinsky2/c5b79a3d-8bd0-4b87-99ab-6f3fc8437a55
https://rudalle.ru/check_kandinsky2/c5b79a3d-8bd0-4b87-99ab-6f3fc8437a55

Последствия

В 453 году до н.э. после уничтожения клана Чжи, победители разделили его земли. Это стало началом истории самостоятельных царств Чжао, Вэй и Хань. Все три царства быстро создали сильную бюрократию, чтобы предотвратить возможные споры за власть между аристократическими родами. Хотя они продолжали называться "тремя Цзинь" (сань Цзинь), каждое из них вело независимую политику, основываясь на собственных интересах, как и остальные царства Китая.

В 403 году до н.э. правители Чжао, Вэй и Хань были возведены в ранг чжухоу, так же, как и правители цзиньской династии. Это формально делало их независимыми от цзиньской династии. Однако, некоторые территории были оставлены правителю Цзинь в соответствии с культурными традициями и ритуалами, которые требовали сохранения уважения к свергнутому правителю и продолжения жертвоприношений на его алтаре предков. Однако, со временем потомки бывших вассалов Цзинь перестали проявлять уважение к свергнутой династии.

В 376 году до н.э., вэйский У-хоу, ханьский Ай-хоу и чжаоский Цзин-хоу уничтожили большую часть потомков дома Цзинь и разделили их земли на три части. Правитель Цзинь был вынужден стать простолюдином, а династия Цзинь фактически перестала существовать, и жертвоприношения предкам прекратились.

В 359 году до н.э. Чжао, Вэй и Хань снова разделили оставшиеся земли Цзинь, и последний правитель Цзинь оставили лишь небольшое владение в Дуань. Судьба рода Цзинь, который когда-то был могущественной империей, но превратился в обычных помещиков, остается неизвестной источникам. Таким образом, история Цзинь завершилась со временем, и их земли были разделены между другими царствами. Культурные традиции и ритуалы, которые играли важную роль в древнем Китае, потеряли свое значение, и потомки Цзинь перестали уделять им внимание.