Ижорцы, шапсуги, абазины, нганасаны? Какой из этих народов освоил самые северные территории РФ?
Ижорцы (ижора, карьялайн) – финно-угорский народ, населявший в древности Ижорскую землю (Ижору, Ингрию, восточную часть Ингерманландии). Ижоры относятся к исчезающим народам. По данным переписи населения 2021 года их численность составляет 210 человек. В своём большинстве ижорцы проживают в северо-западных районах Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
Абазины (абаза) – коренное население Карачаево-Черкесской Республики. Согласно переписи 2021 года из 43793 абазин 37664 человек продолжают проживать на территории своей исторической родины, куда они постепенно переезжали, начиная с XIII века, с земель современной Абхазии.
Шапсуги (шапсыгъ, адыгэ) – субэтнос адыгов, проживающий на Причерноморском побережье Краснодарского края. В 2021 году численность шапсугов в России составила 1 914 человек.
Нганасаны (няа, ӈана́ сан, нган) – самодийский кочевой народ, с древних времён населявший земли Сибири. Считается самым северным народом Евразии и одним из самых «старых» коренных народов Арктики. В XVII веке в состав нганасан входили различные группы, к которым впоследствии добавились новообразованные долганские роды. Спустя некоторое время произошло разделение на племена (авамские, вадеевские и яроцкие), которые подразделены на роды.
Нганасаны также известны как тавгийские самоеды. Численность нганасан небольшая – 687 человек по переписи 2021 года. Несмотря на это им удалось освоить самые северные территории России – охотники кочевали до горной системы Бырранга, расположенной в Красноярском крае на полуострове Таймыр. По географическим характеристикам горы расположены севернее, чем полуостров Ямал или северные районы Якутии. В пределах гор Бырранга (холм, гора, хребет – в переводе с якутского) находятся части Большого Арктического и Таймырского заповедников.
Основным занятием нганасанов много веков была охота и рыбалка традиционными методами: сети, загороди, охота с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитом и т.д. Природа и духи играли важную роль в религии народа, а многие религиозные обряды были связаны с предстоящей охотой.
С традиционными верованиями переплетались и древние национальные праздники: «праздник чистого чума» после окончания полярной ночи (Мазуся), прохождение через каменные ворота (Хуолангуа), праздник Ани э дялы (Большой день с играми и состязаниями) и другие.
В силу укоренившихся привычек и продолжающейся зависимости от погодных условий и даров природы, нганасаны после крещения не отказывались полностью от анимизма, промыслового культа и шаманизма. Даже в настоящее время среди верующих нганасан встречаются как православные христиане, так и приверженцы традиционного культа.
Национальная культура и образ жизни народа, включая их быт, национальную одежду, украшения, религиозные обряды и кухню, находятся под угрозой исчезновения. Многие общины нганасан работают над сохранением своих традиций для будущих поколений.
Своей родоначальницей нганасаны считают птицу гагару. Цвета национального костюма соответствуют расцветке оперения гагар – чёрный, белый, красный. Души умерших тоже приравнивали к птицам и поэтому хоронили на деревьях или возвышенностях, чтобы душе было легче взлететь.
В суровых условиях Ямала главным занятием нганасан, помогающем выжить, продолжает оставаться охота и рыбалка. Однако на виды, которые находятся под угрозой исчезновения, нганасаны не охотятся. Важной частью традиционной культуры нганасан являются музыка и танцы, которые включают хоровые нганасанские обрядовые песни и танцевальные композиции, имитирующие движения животных.
По страницам этнографического диктанта
Вопрос 11, 2021
Какой из народов, включенных в Единый рейтинг малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?
Варианты ответов, где правильный ответ – а.
а. Нганасаны
б. Шапсуги
в. Абазины
г. Ижорцы