Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Я хочу одной отравы — пить и пить стихи». 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского (1893-1930)

Оглавление

Начало ХХ века. Новые течения и направления в искусстве, поэзии и прозе возникают как грибы после дождя, разрастаются, объединяются и отпочковываются, борются с общественным вкусом и традициями, а заодно – и друг с другом. Футуристы беспощадно перелопачивают самые основы творчества, фрагментируют, комбинируют и подвергают деструкции. Отрицая природное начало, глашатаи хаоса провозглашают торжество науки и техники, свободное от любых эстетических запросов. С «корабля современности» полетели Пушкин, Достоевский, Толстой и прочие классики. Но футуристы вовсе не были буками и отшельниками и общество не игнорировали, считая себя пророками и спасителями человечества. Ни больше, ни меньше. Без эпатажа, конечно, при таком раскладе обойтись было невозможно, поэтому во главу угла поставили тезис Давида Бурлюка: 

«Эстетизм наизнанку!». Никаких Елен Прекрасных, никаких хрусталей и ананасов! Мы провозглашаем всякую «пакость» — паклю, помет цыплячий, гнилую капусту, а если стекло, то толченое и со щебенкой».

На этой мутноватой волне и появился яркий пример футуристического творчества – самый первый сборник стихов  Владимира Маяковского  под необычным названием «Я!».

В тонкой брошюрке, увидевшей свет в мае 1913 года, всего четыре стихотворения: «По мостовой моей души изъезженной...», «Несколько слов о моей жене», «Несколько слов о моей маме» и «Несколько слов обо мне самом». Уникальная книжка создавалась очень быстро: Маяковский принес  бумагу для литографий и начал вдохновенно диктовать экспромты своему другу художнику Василию Чекрыгину, который тщательно переписывал новорожденные строки своим каллиграфическим почерком. Чекрыгин создал для сборника и четыре рисунка, совсем не подходящих, по мнению двадцатилетнего Маяковского, для иллюстрирования глубинных «смыслов», заложенных в стихах: «— Ну вот, Вася, опять ангела нарисовал, ну, нарисовал бы муху…».

Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021
Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021

Не поднимая головы, над оформлением «фолианта» две недели трудились трое: сам Маяковский, Чекрыгин и Лёва Шехтель, бесшабашные друзья - студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества, увлеченные новой живописью. Обложку нарисовал Маяковский, изобразив на ней в виде кляксы себя и свой любимый черный галстук, тронутый несколькими штрихами желтой краски.

Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021. К сожалению, без мазков желтой краски…
Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021. К сожалению, без мазков желтой краски…

Затем долго уговаривали владельца маленькой литографии Мухарского, который все-таки согласился напечатать  непонятную книжку в количестве 300 экземпляров, оставив на память  единственную в книге строчку, напечатанную наборным шрифтом: «Лит. С.М.Мухарскаго, Москва». Увидев первые гранки, большущий Маяковский прыгал от радости, сияя, как начищенный самовар!  

Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021
Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021

На выходе получилась тонкая тетрадка из 16 листов, в которой половину страниц занимал текст, половину – рисунки, расположенные совершенно бессистемно, без привязки к тексту. Но печать производилась только с одной стороны, т.е. каждая страничка представляла собой самоценный литографский оттиск. 

Перелистнув первую страницу, читатель  видит замечательный портрет юного стихотворца с пронзительным взглядом и в широкополой шляпе – очень характерное и эмоциональное изображение Маяковского, созданное Львом Шехтелем.

Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021
Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021

Поэт собственноручно отнес часть тиража по книжным лавкам, где их вскоре и распродали. «Входите в книжный магазин и дайте стихи Маяковского» - «Стихов нет» - «Были да все вышли, все распроданы», - шутил счастливый автор.

«Многоуважаемый Левкий Иванович! Выпустил новую книгу "Я!" – литографии. Если можно, вышлю Вам наложенным платежом для Петербурга. Экземпляр – 50 к. Скидка – 25-30 %. В.Маяковский. P.S. Напишите, сколько книг выслать» (из письма Л.И. Жевержееву, организатору выступлений футуристов и постановки трагедии «Владимир Маяковский»).

Критика книжку почти не заметила, лишь Валерий Брюсов написал, что у молодого поэта «есть свое восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать», и Вадим Шершеневич опубликовал небольшую, кстати, совсем не хвалебную заметку:

«Пока Маяковский, как поэт, еще весь в будущем. Он пишет так, как никто не пишет, но у него еще нет своего стиля. Его стих еще весь построен на отрицании плохого чужого, но своего хорошего еще нет. Его занимают пустяки. Радуется, если может срифмовать «города выи — городовые».   Несмотря на все, в стихах Маяковского есть что-то новое, обещающее. Но это новое тонет в куче нелепостей, порожденных незнанием истории нашей поэзииКажется, период эпатажа кончился, и теперь Маяковский должен доказать, что он может творить. Отвергнуть гораздо легче, чем создать».
Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021
Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021

Но своей первой работой Владимир Маяковский гордился. Даже семнадцать лет спустя, когда открылась его выставка «20 лет работы», сборник «Я!» занял в каталоге почетное первое место.

Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021
Иллюстрация из репринтного издания «Маяковский В. “Я!”». – М.: Русский шахматный дом, 2021

Несколько слов о моей жене (из сборника стихов В. Маяковского «Я!») 

Морей неведомых далеким пляжем

идет луна –

жена моя.

Моя любовница рыжеволосая.

За экипажем

крикливо тянется толпа созвездий пестрополосая.

Венчается автомобильным гаражом,

целуется газетными киосками,

а шлейфа млечный путь моргающим пажем 

украшен мишурными блестками.

А я?

Несло же, палимому, бровей коромысло

из глаз колодцев студеные ведра.

В шелках озерных ты висла,

янтарной скрипкой пели бедра?

В края, где злоба крыш,

не кинешь блесткой песни.

В бульварах я тону, тоской песков овеян:

ведь это ж дочь твоя –

моя песня

в чулке ажурном

у кофеен!

 

📕 Репринтное издание книги В.Маяковского «Я!» 📕

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Сборник «Я!» обратил на себя внимание критики. В своем обзоре «Год русской поэзии» (апрель 1913 – апрель 1914) В. Брюсов писал: «Справедливость заставляет нас, однако, повторить то, на что мы указывали уже раньше: больше всего счастливых исключений мы находим в стихах, написанных В. Маяковским. У г. Маяковского много от нашего «крайнего» футуризма, но есть свое восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать. Конечно, не хитро сочинить метафору:

Я сошью себе штаны из бархата голоса моего

И по Невскому мира...

Но как в маленьком сборнике Маяковского «Я!», так и в его стихах, помещенных в разных сборниках, и в его трагедии встречаются и удачные стихи и целые стихотворения, задуманные оригинально» («Русская мысль», М., 1914, кн. V).

Стихи из книги «Я!» были также отмечены В. Шершеневичем в газете «Нижегородец», 1913, № 246 (14 августа) и в книге «Футуризм без маски» (М., 1913), К. Чуковским в статье о футуристах (альманах «Шиповник», Спб., 1914 кн. 22) и А. Крученых («Стихи В. Маяковского», Спб., 1914 – первая отдельно изданная критическая работа о Маяковском). (вернуться)