Найти тему

Что первично: грамматика или речь? Истрия про то, можно ли выучить язык самостоятельно

Мыслитель и деятель
Мыслитель и деятель

Если мы понимаем человека, то это не значит, что сможем повторить его слова. Это верно даже для родного языка. Ребëнок понимает маму, но говорит не так же, как она. Мы читаем Льва Толстого, но сами выражаемся попроще.

Активный и пассивный словарный запас есть и в родном языке, и в иностранном. То же и с грамматикой. Даже в своëм языке мы строим предложения не всегда грамотно.

Меня зовут Наталья Полищук. Я преподаю русский язык иностранцам с 2000 года. Работала в вузах и языковых школах. Автор курса для начинающих. Если вам надо кого-то обучить -- за подробностями заходите на мой сайт np-rki.moscow

Родной речи обучают сначала родители, потом школа и университет. Мы не только слушаем наших наставников, но и говорим сами, и получаем от них обратную связь. Нас переспрашивают, если не поняли, и поправляют, если мы делаем ошибки. В общении наша речь совершенствуется.

Когда взрослый человек изучает иностранный язык, мозг его уже не так гибок и восприимчив, да и внимание ему уделяют меньше, чем ребëнку. Поэтому каждый ищет свой путь, и на этом пути его подстерегают две крайности: своего рода Сцилла и Харибда. Чтобы достичь цели, надо пройти между ними.

Первая крайность -- человек учится общаться "из жизни", пренебрегая знаниями о структуре. Примеры мы встречаем среди продавцов на рынке или курьеров. Такой может поторговаться с вами или узнать код на подъезде. К счастью, у него есть навигатор, и он не должен разбираться в описаниях типа "корпус два находится за домом без корпуса, напротив стоянки". В речи он путает виды и времена глаголов, из шести падежей у него от силы три -- и те не на своих местах. Поэтому понять его сложно.

Другая крайность -- когда товарищ штудирует грамматику. Он умеет образовывать формы падежей, различает виды глаголов, может даже пройти грамматический тест. Но не говорит. Даже если он прочитает текст и станет утверждать, что всё понял, то первый же устный вопрос поставит его в тупик. Примеры -- те отважные, которые изучали язык самостоятельно, или же их преподаватель пренебрегал речевой практикой.

Русскую грамматику изучать необходимо. Однако каждое новое слово и каждая новая форма требует, чтобы еë попробовали "на язык". Одно дело -- наблюдать, как другие работают, а другое -- работать самому.

Вот недавний случай из моей практики. Ученик знает, что о расположении вещей мы сообщаем при помощи формы предложного падежа: в сумке, в кармане, на улице. Он легко образует эти формы и использует их в речи. Предложный падеж в значении объекта мыслей или речи (говорить/думать + о чëм) мы ещё не проходили.

Однажды в тексте нам встречается что-то вроде "ты много говоришь о работе". Мы разбираемся со значением предлога "о", я поясняю, что форма здесь та же, что и в случае с обозначением места. Потом мы встречам это значение ещё и ещё, вопросов оно уже не вызывает -- всë понятно.

И вот мы доходим по учебнику до урока по этой теме. В первом задании надо посмотреть на картинки и сказать, кто о чëм думает. И -- кто бы мог предположить -- товарищ не может использовать нужную форму! Не может даже повторить.

Вот такой получается у нас диалог:

Я: Кто думает о фильме?
Он: Катя.
Я: Что делает Катя?
Он: Думает о фильм.
Я: (меняюсь в лице)
Он: ... фильма...

Уже будучи знакомым с формой "фильме", он не может употребить еë в новом контексте. Причëм не больно-то этот контекст и новый.

Понимаю, что надо сдать назад -- я переоценила возможности ученика. Мы делаем подготовительные упражнения, и всë встаëт на свои места. Пара уроков практики -- и новая форма входит в обиход.

Этот пример показывает, что выводить пассив в актив -- это работа. По опыту, проделать еë самостоятельно человеку сложно. Здесь нужен доктор -- в нашем случае, преподаватель. Он проведëт вас между Сциллой и Харибдой. Тому, кто учил язык "из жизни", он покажет структуру. Сможет ли тот переучиться -- второй вопрос. А самоучке доктор-преподаватель поможет преодолеть языковой барьер и начать говорить.

Уносило ли вас, когда вы учили иностранный язык? А ваших знакомых иностранцев?

Кто дочитал до этого места и всё понял, с того

подписка ✏️

лайк 💝

репост 🚀

Ибо

Руске изыг нада мочь и уметь!