Не только "Преступление и наказание" я прочитала на днях, а еще и книгу из четырех пьес Островского - "Гроза", "Бесприданница", "Без вины виноватые" и "Свои люди, сочтемся".
Все четыре пьесы нужные для собеседования, все четыре пьесы - под одной обложкой. Для собеседования, правда, нужны еще и другие пьесы, ну да достану, куда денусь!
Первое из прочитанного - "Свои люди, сочтемся" - вызвало недоумение описанными характерами. Это какая-то сплошная подлость и беззаконие! Тем более неожиданные, что родная дочь равнодушно смотрит на то, как отец оказывается в долговой яме.
Другая пьеса - а именно, "Бесприданница", - заставила захотеть пойти в театр. И, кстати сказать, ведь это вполне возможно! Только вот не в ближайшее время. Наверное, потом как-нибудь. Может быть. Да!
Вообще же из четырех прочитанных пьес Островского две заканчиваются смертью центрального женского персонажа, одна заканчивается гнусной сценой с отправлением отца семейства в долговую яму, и только одна имеет счастливое окончание. Я не знаю, сохраняется ли эта тенденция в других пьесах, но сама по себе она настораживает.
Как будто классики в целом - и Островский в частности - предпочитают дурной финал. Уж не это ли делает классику - классикой? Из лекций по литературоведению тут же вспоминается разделение греческих пьес на трагедии и комедии, из которых трагедии тем хороши, что вызывают катарсис. Вот это вот - смерть главных женских персонажей - это с целью вызвать сильные переживания в зрителях, которые - вроде как - ведут к очищению чувств? Ой... Я, кажется, не любитель трагедий.
К счастью, в одной из прочитанных пьес конец вполне себе благополучный - воссоединение разлученных злой судьбой матери и ребенка. И я даже припоминаю, что, вроде бы, такой фильм был. Кажется, я его даже краем глаза смотрела.
Беда только в том, что именно эта пьеса - "Без вины виноватые" - выглядит на фоне остальных какой-то наименее правдоподобной. Меньше нравиться от этого она мне не стала, но само по себе стечение обстоятельств... Разве в жизни такое бывает? Только на сцене, наверное...
Сходить, что ли, на эту пьесу в театр? Надо подумать!
Еще что интересно, по большей части пьесы Островского среди персонажей имеют не дворян там каких-нибудь, а купцов. И разговоры купцов этих обычно полны "тонких намеков на толстые обстоятельства" - как-то сразу понимаешь: купцы эти - сплошь прохиндеи, наживающиеся благодаря бесконечному обману и надувательству решительно всех вокруг, от покупателей через своих собратьев купцов и напрямую до государства. Но все это намеками, намеками! И что интересно - специально залезла в вики - сам по себе Островский служил в суде, где, видимо, и насмотрелся на дела купеческие во всех видах. Я так думаю. Сам-то купцом он вроде бы не был!
И решительно во всех четырех этих пьесах так или иначе затрагивается тема жениховства, центральный персонаж - женщина, и эта женщина хотя бы вскользь, но связана любовными/матримониальными делами в рамках сюжета с самыми разными людьми.
Такое впечатление, что тематика Островского - это любовная лирика. Может, так оно и есть? Надо прочитать и остальные пьесы, необходимые для собеседования - проверить..
Кстати! Кто-нибудь хочет сходить со мной в театр?:) Осенью, в конце сентября - начале октября. А?:)