Найти в Дзене
Культура аниме

Монстр: проблема имён и смысл концовки

Пост полон спойлеров. А еще тут я не рассматриваю в широком смысле философию Йохана. Видела много непонимания в сети по поводу концовки и того факта, что нам так и не раскрыли настоящие имена Йохана и Анны. Давайте по порядку. Йохан на протяжении всего повествования мучается двумя вещами: кого на самом деле его мать хотела отдать в Дом красных роз и неимение собственного имени, что и делает его монстром. В сказке Клауса Поппе (aka Франц Бонапарта) он видит прямое отношение к своей судьбе. «Потому что нам, монстрам, не нужны имена», — и эту истину Йохан полностью принимает. Зритель, как и он, лишь в конце узнаёт, что их мать жива. Вьера говорит доктору Тэнме: «Но я дала им имена. Их зовут... » и дальше мы видим отвлеченную сцену. Имена так и остаются неназванными. Но это неважно. Важно то, что Йохан — не безымянный монстр, каким он считал себя. И что вся его идеология и самовосприятие построены на ошибочных убеждениях о себе. Вообще, вся сцена с матерью героев выглядит невероятно трогат

Пост полон спойлеров. А еще тут я не рассматриваю в широком смысле философию Йохана.

Йохан Либерт. Скриншот из аниме. Copyright Madhouse
Йохан Либерт. Скриншот из аниме. Copyright Madhouse

Видела много непонимания в сети по поводу концовки и того факта, что нам так и не раскрыли настоящие имена Йохана и Анны. Давайте по порядку.

Йохан на протяжении всего повествования мучается двумя вещами: кого на самом деле его мать хотела отдать в Дом красных роз и неимение собственного имени, что и делает его монстром. В сказке Клауса Поппе (aka Франц Бонапарта) он видит прямое отношение к своей судьбе. «Потому что нам, монстрам, не нужны имена», — и эту истину Йохан полностью принимает. Зритель, как и он, лишь в конце узнаёт, что их мать жива. Вьера говорит доктору Тэнме: «Но я дала им имена. Их зовут... » и дальше мы видим отвлеченную сцену. Имена так и остаются неназванными. Но это неважно. Важно то, что Йохан — не безымянный монстр, каким он считал себя. И что вся его идеология и самовосприятие построены на ошибочных убеждениях о себе. Вообще, вся сцена с матерью героев выглядит невероятно трогательно и грустно.

Маленькая Анна Либерт. Скриншот из аниме. Copyright Madhouse
Маленькая Анна Либерт. Скриншот из аниме. Copyright Madhouse

Остается второй момент: кого в итоге хотела отдать Вьера из своих детей. В воспоминаниях Йохана нам показывают, что мать сначала указала на него, а затем — на сестру, которая в итоге и отправилась в Дом красных роз. И вот это стало самой травматичной точкой для героя. Почему?

Антагониста не покидало сомнение: мать действительно выбрала его или просто перепутала их с сестрой (близнецы были одинаково одеты в той сцене)? А если не перепутала, то почему сначала хотела отдать его? Вот этот замкнутый круг размышлений, помноженный на смутность воспоминаний и невозможность поговорить о своих чувствах — это и есть то, что заставляло Йохана поступать таким образом. Кроме того, герой не хотел видеть себя частью чужого эксперимента, в которой твоя жизнь ценна не сама по себе, а как орудие для достижения целей. И странно было бы его за это осуждать.

Иллюстрация из сказки «Монстр, у которого не было имени».
Иллюстрация из сказки «Монстр, у которого не было имени».

Собственно, такой я вижу концовку, и это объяснение кажется мне наиболее логичным.

P.S.: я не фанатка Йохана Либерта. Он очередной гриффитообразный персонаж, который зачем-то еще и марает собственные руки при всей своей гениальности и умении манипулировать людьми. Весь саспенс, созданный вокруг него, в итоге ни к чему вразумительному не привел.