Найти в Дзене
Например.

Джефри и Я. Глава 1

По мотивам книги У. Тимоти Голви «Теннис. Психология успешной игры» Джеффри и Я Глава 1 Нортон Джеффри сделал последний удар по мячу. И проследил за его полетом. Удар пришелся ближе к центру корта. «Опять не туда. Соперник отобьёт его без проблем, перекинет на другую половину корта, куда Джери не успеет добежать и вот уже match point». Такие слова прозвучали в его голове. Как и всегда в таких ситуациях он поставил себе оценку «неуд». - Ну хорошо, не «неуд», - подумал он, - мяч ведь попал в корт, «удовлетворительно», не гноби себя. - Ну уж нет, надо делать все как следует. Ты вечно не доделываешь, у тебя на работе так и в обучении, и в теннисе. Джеффри устало опустился на скамью, сбоку от корта и закрыл глаза. Этот диалог начинался и происходил не первый раз, создавалось ощущение, что он уже знает все слова и выучил их наизусть. О закрыл глаза и откинулся на стену, что-то сопротивлялось внутри него этому диалогу, но ничего не могло поделать. Как можно сопротивляться размышлению адвоката
Оглавление

По мотивам книги У. Тимоти Голви «Теннис. Психология успешной игры»

Джеффри и Я

Глава 1

Нортон Джеффри сделал последний удар по мячу. И проследил за его полетом. Удар пришелся ближе к центру корта. «Опять не туда. Соперник отобьёт его без проблем, перекинет на другую половину корта, куда Джери не успеет добежать и вот уже match point». Такие слова прозвучали в его голове. Как и всегда в таких ситуациях он поставил себе оценку «неуд».

- Ну хорошо, не «неуд», - подумал он, - мяч ведь попал в корт, «удовлетворительно», не гноби себя. - Ну уж нет, надо делать все как следует. Ты вечно не доделываешь, у тебя на работе так и в обучении, и в теннисе.

Джеффри устало опустился на скамью, сбоку от корта и закрыл глаза. Этот диалог начинался и происходил не первый раз, создавалось ощущение, что он уже знает все слова и выучил их наизусть. О закрыл глаза и откинулся на стену, что-то сопротивлялось внутри него этому диалогу, но ничего не могло поделать. Как можно сопротивляться размышлению адвоката с 51-й Авеню из «Нортон, Паддсон и Ко.» Иначе невозможно заработать репутацию изворотливого акулы-адвоката. Джеффри считал это сопротивлением, нежеланием своего тела и отсутствием внутреннего настроя следовать своей рациональной и прагматичной части сознания. Внутреннего… Это слово зацепило его. Что он знает про внутренний настрой? Почему играя на корте он сталкивается с тем, что какие бы команды разум не отдавал, тело не слушается его? Почему для него так важно бить по мечу так, как он прочитал в этих странных книгах, которые описывают движения словами и картинками.

А рекомендации тренера: ракетку выше, кисть расслабь, но не сильно, вес на левую ногу при ударе… Когда в голове звучат все эти команды, нет времени делать сам удар, ты только и следуешь им как солдат, который следует командам нескольких командиров. Это как бег, в котором тебе все зрители советуют, как нужно бежать.

Джеффри с досадой постарался отмести все это. Он обратил свой взгляд к маленькой точке внутри себя. Это было то чувство, почему он вообще пришел играть в теннис. Он вспомнил какую радость в самом начале ему доставляло ощущение нахождения на корте, звуки отскоков, запахи, тяжесть ракетки в руке, просто чувство удара. Кто придумал все эти указания, зачем он навесил их на себя как тяжелые цепи, которые весят как целый «Бьюик» и не дают идти. А ведь хотелось по-другому, хотелось просто играть, легко, с радостью носиться по корту, отбивать мячи и ощущать победу, хотелось… а как хочется сейчас? Как хочется по-настоящему, на самом деле?

Неожиданно в этом диалоге он опять ощутил какое-то внутреннее чувство, он понял, что эти желания не ушли, что они живы. Чувство нарастало внутри, оно было похоже на … нет это не чувство, - кто-то стучал изнутри и старался докричаться до него. Голос был приглушен как будто исходил, из-за закрытой двери где-то на глубине, где-то в район солнечного сплетения внутри него.

Джеффри спустился к этому ощущению. Было тихо.

- С ума что ли схожу? - пронеслось у него в голове.

Неожиданно новый стук и голос. Джеффри накрыла волна жара, он даже вздрогнул внутри себя, но не отстранился. Он решительно посмотрел внутри себя, подошел к этой воображаемой двери и резко открыл ее на себя.

За дверью стоял человек … несколько бледный от долгого сидения в закрытом помещении, но с каким-то блеском в глазах. Человек замер, рука его, которой он долбил в дверь, замерла в воздухе сжатым кулаком. Он не ожидал, что дверь откроется.

Некоторое время они смотрели друг на друга. Странно, но Джеффри знал его. К черту, он знал, что это он и есть. Его внутреннее Я. Джеффри не мог сконцентрироваться на его лице, но его черты были и нечетки, и понятны одновременно. Он мог представить любого себя.

- Хай, сказал Джеффри – Это ты стучишь?

Внутренний голос смотрел на него слегка удивленно, но с каким-то любопытством.

- Привет, Джеффри - сказал он.

- Это ты стучишь? – повторил Джеффри свой вопрос.

- Я знаю, как надо сделать удар – сказал он вместо ответа.

- Ты? Откуда?

- Ты что, ведь я это ты, еще не понял? А ты всегда знал, КАК надо сделать удар, но почему-то мешал себе постоянно.

- О чем ты говоришь? Я и не умел бить по мячу. Мне тренер сказал, что я как гвозди забиваю. Джек Килмер, он тренер уровня Топ. Знаешь какого он тренирует?

- Он дебил.

- Он берет по $150 за занятие – дебилы столько не зарабатывают.

- Тогда дорогой дебил, а ты просто выбросил эти деньги.

Джеффри и сам не то, что знал, но ощущал нечто похожее внутри. Но все его друзья с работы ходили к Килмеру и говорили, что лучше тренера нет во всем Далласе. Но Джеффри он раздражал, вечно высокомерный, в дымчатых солнцезащитных очках, когда он смотрел на Джеффри и обращался к нему, казалось он говорит через него, обращаясь к кому-то за спиной Джеффри.

- Я знаю, как сделать удар, - повторило внутренне Я, - потому что ты это знаешь, ты всегда знал, с того момента как попал на корт первый раз. Доверься мне сегодня. Что ты теряешь? Ты ведь всегда можешь вернуться к своим техникам и правилам.

Джеффри был с одной стороны удивлен такой просьбе, с другой стороны он утомился за сегодня настолько, но не хотел спорить. В конце концов это только внутри него, никто не увидит и не посмеется из ребят по работе.

- Да я, вроде, и не мешал никогда тебе, – сказал он.

- Давай сейчас не будем это обсуждать, а просто поднимемся к тебе.

- Как скажешь, - Джеффри решил полностью довериться своему внутреннему Я. С одной стороны, он чувствовал, что отточенным действием сможет отправить его обратно, запереть и взять контроль снова в свои руки, как и всегда. Но, с другой стороны, будем честны: контроль не помогал сделать удар.

Как всегда, пролетела мысль. Он всегда делал это разумно, следуя правилам и советам, пусть они ему почему-то и не нравились… нет не почему то, он вспомнил похожие ощущения каждый раз, когда делал то, что ему не нравилось. Это ощущение исходило из того места, откуда они вышли с внутренним Я только что.

За этими размышлениями они поднялись к нему в голову. Внутреннее Я ходило по командному пункту. Смотрело на большой огромный панорамный экран, на котором сейчас ничего не было, глаза ведь все еще закрыты. В углу притаились внутренние импульсы-ассистенты, обложенные кучей книжек, инструкций планов, руководств и наставлений, перед ними было огромное электронное табло, с множеством, лампочек, ручек и переключателей, и тумблеров. Все, что человечество придумало к 1975 году.

Их волосы были слегка всклокочены, выражение лиц, выдавало фатальную готовность ринуться на поиск решений среди кипы бумажной макулатуры.

Внутреннее Я прошлось по комнате, проводя пальцами по столу, по кнопкам, как бы считывая ощущения от окружающих предметов как это часто делает слепой в новом месте.

- Вот оно значит, как сейчас все стало, любопытно.

- Ты что был здесь? – спросил Джеффри

- Конечно, в детстве проводил тут часы и дни напролет. Как ты думаешь ты научился ходить, держать ложку, а кататься на велосипеде. Забыл, что ли? С моей помощью. Не книжки же ты читал.

- Я наверно просто не замечал – пробормотал Джеффри слегка обиженно, - я обычно все контролирую, но тебя не помню.

- Когда ты начал контролировать, тогда ты и перестал меня помнить, – с легкой улыбкой произнесло внутренне Я.

- Хм, ну наверно, – Джеффри мялся не зная, что говорить или делать дальше.

- Ну что ж, давай вернемся к нашему удару. Ты мне доверяешь?

- А, что? – Джеффри потерял как-то нить разговора, на секунду погрузившись в детство.

- Ты мне доверяешь? Очень важно, ответить прямо сейчас не раздумывая, – Ты мне доверяешь?

- Да, делай как тебе виднее.

- Прекрасно. Прекрасно, что именно так сказал.

- Почему?

- Сейчас поймешь.

Внутреннее Я подошло в другую сторону комнаты, где стоял зачехленный старый агрегат.

Стянув пыльную пленку, внутреннее Я смотрело на него несколько секунд.

– Все также, мы сможем – как бы вслух произнесло оно, – все также, мой мальчик Джеффри.

Усевшись за пульт, оно уверенно положило руки на пульт в углубления, которые были, по-видимому, сделаны как раз для этого. Этот пульт никогда не срабатывал раньше, кто бы ни пытался заставить его работать, инструкций никто не видел и не знал.

Углубления замерцали слабым свечением и от него начали загораться лампы и надписи, как лучи расходясь во все стороны.

Экран перед пультом загорелся желтоватым свечением, и стал разгораться все ярче и ярче.

Все заворожённо смотрели. Внутреннее Я в спокойном сосредоточении продолжало свою работу.

На экране замелькали картинки с невероятной быстротой, но Джеффри каким-то чутьем понял, это картинки из его воображаемой жизни с самого детства. Вот он бросает мяч в баскетбольное кольцо, вот он закладывает вираж на велосипеде по Маунтин-стрит, одному только ему ведомым способом удерживая равновесие. А вот Мел, его Мелони. Джеффри вспомнил как он знакомился с ней и как неуклюже поначалу выглядели его ухаживания, и вот когда он был на грани и не знал, чем ее поразить, он отбросил все предрассудки и советы и пригласил ее … на блошиный рынок. Мел была в восторге, она обожала старые и старинные вещи и истории, связанные ними. Потом она много раз вспоминала это и восхищалась Джеффри, говоря, как он ее покорил.

- Ага, вот, – голос внутреннего Я вырвал его из глубинных воспоминаний, – Я вижу ты уже со настроился тоже, это хорошо – Посмотри сюда, помнишь, как ты представлял это после того, как посмотрел матч с Чаком Уинстоном.

Джеффри подошел к пульту.

На экране был корт в клубе Даллас Инн. Он очень нравился Джеффри, в нем было уютно и комфортно, и не так далеко от дома, но все крутые ездили в большой комплекс Пан Америка Теннис Федерейшн.

-2

Изображение на экране качнулось вверх и возник теннисный мячик, движение замедлилось, стали видны швы мяча, его текстура, казалось можно было почувствовать его вес и упругость.

Мяч прошел вверх, «Фрррх» послышался звук движения ракеткой и мощный удар. Мяч прошелестел, расталкивая воздух перед собой. Что-то неощутимо отозвалось в правой руке Джеффри, как будто он понял какие мускулы сработали, хотя он не отдавал им прямой команды. Мяч пролетел вдоль половины корта, пройдя всего несколько дюймов над сеткой и ударился в задней левой половине корта в четверти фута от линии. Удар был почти идеален, к черту - он был идеален. Как это получилось? Джеффри стал судорожно запоминать и пытаться воспроизвести это снова голове.

Тут же послышался звонок ассистентам. «Вы видели это?» - говорил быстро голос в трубке, - «Это надо повторить»

- Стоп! Всем стоп, – внутренне Я не отрывал глаз от экрана, - Сейчас слушаем только меня. Это звоночек рационального Я.

- Ты же сказал, что доверяешь мне? – внутреннее Я с укором взглянуло на Джеффри.

- Прости, как-то по привычке, - сказал Джеффри.

Внутреннее Я, нажало кнопку и изображение с экрана перешло прозрачным мерцанием на большой панорамный экран, наложившись на него полупрозрачной калькой.

- Теперь ты видишь, то же что и я, - сказало внутреннее Я, – вставай и попробуй повторить удар представляя картинку.

- Но как, как держать ракетку? Как подбрасывать мяч?

- Сам почувствуешь. Это самое важное – почувствовать. Садись за это кресло.

- Я никогда не сидел за ним.

- Ага, то-то и оно – грустно сказало Я, - но оно именно твое.

Джеффри опустился в кресло, обтянутое красной кожей. Посадка оказалась идеальной.

- На какие кнопки жать? —спросил он.

- Конопки не нужны только ощущения – внизу есть выдвижная панель – выдвигай, – не оборачиваясь к Джеффри, сказало внутренне Я.

Джеффри выдвинул панель, похожую на кусок матового стекла коричневого цвета. Он открыл глаза, встал и снова пошел на корт.

-3

(продолжение следует)