В деле о хищении 67,7 миллиона рублей из бюджета благотворительного фонда «Содействие XXl век» случился новый неожиданный поворот – обвиняемую Елену Найданову объявили в розыск. 18 и 19 июля она не явилась на заседания Ленинского районного суда Перми. Как оказалось, подсудимая ещё 9 июля уехала из страны, нарушив условия подписки о невыезде. Подробности – в материале perm.aif.ru.
Местоположение неизвестно
Экс-директора фонда «Содействие XXl век» Елену Найданову и бывшего зампредседателя правительства Пермского края Елену Лопаеву обвиняют в преступлении по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере). По версии следствия, женщины сговорились и, воспользовавшись служебным положением, похитили из средств фонда 67,7 миллиона. Суд над ними начался 20 июня.
18 июля в Ленинском районном суде Перми должен был продолжиться опрос свидетелей по делу. Заседание было назначено на 10.00, но Елена Найданова на него не явилась. Суд перенесли на час, в это время адвокат поехал домой к подсудимой, но её там не оказалось. Тогда суд перенесли на день. Но и 19 июля госпожа Найданова не объявилась. Информации о её местоположении ни у суда, ни у адвокатов, ни у мужа якобы не было. Поэтому суд решил проверить сведения о выезде подсудимой за пределы края и страны.
«По представленной информации МВД России по Пермскому краю, Елена Найданова, использовав свой заграничный паспорт гражданина Российской Федерации, 9 июля вылетела за пределы страны. Сведения о возвращении её на территорию Российской Федерации на данный момент отсутствуют», – сообщила судья Оксана Корепанова.
Розыск и заключение под стражу
После услышанной информации, поступившей от МВД, гособвинитель обратился к суду с ходатайством об объявлении Найдановой в розыск и ужесточении в отношении неё меры пресечения.
«Считаю, что подсудимой были нарушены обязательства, которые накладывает на неё избранная мера пресечения (прим. авт. – речь о подписке о невыезде), – сказала прокурор Светлана Плотникова. – Имеются основания для изменения меры пресечения на более строгую в виде заключения под стражу с учётом того, что она покинула Российскую Федерацию, и объявление её в розыск. После чего полагаю возможным продолжить рассмотрение дела по существу».
Адвокаты, конечно, возразили против заявленного ходатайства, заявив, что оно преждевременно, ведь причины отъезда Найдановой неизвестны.
Елена Лопаева, в свою очередь, обращаясь к суду, сказала, что не понимает, как можно рассматривать уголовное дело без участия Найдановой.
«Я только из-за показаний второй подсудимой здесь нахожусь. Я не знаю, как без неё участвовать в этом деле. То есть я ни людей не знаю, ни контрагентов, ни фондом не распоряжалась», – сказала она.
В итоге, выслушав все позиции, суд постановил объявить Елену Найданову в розыск, изменить меру пресечения и заключить её под стражу на два месяца после задержания, производство по уголовному делу в отношении неё приостановить.
Организацию розыска суд поручил отделу полиции № 6 УМВД России по городу Перми. По задержанию Найданову должны отправить в СИЗО № 5 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Что касается Елены Лопаевой, то рассмотрение уголовного дела в отношении неё продолжится (если адвокаты не обжалуют решение суда).
Мягкая мера
Новости о том, что Елена Найданова покинула страну, находясь под подпиской о невыезде, породила череду вопросов. Неужели нет базы подсудимых, которая бы помешала пересечь границу?
Как объяснил доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики ПГНИУ Павел Пастухов, подписка о невыезде – это одна из самых мягких мер пресечения. Она позволяет обвиняемому жить дома и работать, не отлучаясь с места жительства в другие города.
«Меру пресечения выбирают с учётом личности обвиняемого, тяжести совершённого преступления, его семейного положения, состояния здоровья и так далее. Подписка о невыезде – это мягкая мера пресечения, которая основана в некоторой степени на доверии. То есть следователь как бы доверяет гражданину, что он будет добросовестно исполнять обязательства и никуда не скроется. Но, к сожалению, есть такие обвиняемые, которые могут и скрыться», – прокомментировал Павел Пастухов.
Специалист объяснил, что в некоторых случаях подсудимым под подпиской о невыезде разрешается выезжать в другие города (например, по работе или семейным обстоятельствам). Но обвиняемый должен заранее уведомить орган расследования об обстоятельствах, которые требуют этого. Покидать страну в любом случае нельзя.
При этом в пограничных службах нет сведений о лицах, которые находятся под подпиской о невыезде (как о тех, кто находится в розыске), так как подразумевается, что человек совершил преступление небольшой тяжести.
Нарушение условий подписки о невыезде чревато ужесточением меры пресечения (как в случае Найдановой), а также может повлиять на приговор.
«Суд может вынести более строгое наказание с учётом посткриминального поведения подсудимого», – заключил Павел Пастухов.
Напомним, в 2017 году Елена Лопаева была куратором-исполнителем соглашения властей Прикамья с фондом «Содействие – XXI век». Предполагается, она вступила в сговор с директором организации Еленой Найдановой. Женщины обналичивали средства, предназначенные для благотворительных целей, в других целях. Например, на предыдущем судебном заседании озвучили информацию, что деньги, поступавшие в фонд на благотворительность, тратились на оплату отдыха в санатории, дорогие рестораны, вина, сигары. А в отчётах о мероприятиях руководители фонда вставляли фото с чужих праздников и соревнований, к которым не имели никакого отношения.
Ранее perm.aif.ru писал, что в качестве свидетеля на процесс может быть вызван экс-губернатор Пермского края и действующий глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников.