Найти тему
Андрей Сталк

Вредное советское кино. Жестокий романс

"Жестокий романс", 1984, СССР
"Жестокий романс", 1984, СССР

Что получаем по итогам этой мощной картины. Порция экранизируемой русской классики, даёт зрителю получает прямой и четкий посыл – быть богатым – хорошо, это придает человеку много завидных качеств. Кто вежлив с окружающими – сноб Паратов или почтарь Карандышев? С кем можно поговорить о французском романтизме? Смотри по убыванию пять категорий. Даже мужская и женская сила сюда же прекрасно укладываются. Стремиться быть подле богатых – фифти-фифти, можно сорвать куш, а можно быть зарезанным импульсивным кавказцем, но лучше летать возвышенным журавлем, чем кудахтать глупой курицей. Быть обыкновенным человеком – плохо. Амеба не имеет право на существование. Коли ты человек обыкновенный, то залезь за печку и не кукарекай, на светских львиц не заглядывай, радуйся брошенному гривеннику.

Конечно, критика позиционировала происходящее по-другому. Жадные капиталисты погубили невинную душу, разыгрывая человека броском монеты. Да и остальные категории внутри не те, которыми кажутся. Но давно вакцинированный против пустых социалистических лозунгов, наш зритель больше доверял своим глазам, а не хрестоматийным постулатам. Кем бы вы хотели стать в фильме – Паратовым, гогочущим офицером или почтовых дел мастером? Или у вас шкала персонажей выстроена по другому ранжиру? Расскажите, что после рязановской экранизации вы стали мечтать о честной, хоть и не прибыльной работе за конторкой и с упреком глядели на Ларису, страстно желающей выйти замуж за шикующего бизнесмена. Но это навряд ли. Колея картины уложена профессионально.