Найти тему
Видение Петербурга

Медный Всадник - символ Петербурга

Говоря о Медном Всаднике, созданном знаменитым скульптором Фальконе, и его ученицей Мари-Анн Колло, начать хочется со слова "Совершенство". Совершенно в нем все.

Одетый в римскую тогу Петр не выглядит оторванным от российских реалий. Император, взлетевший на лихом скакуне на гребень волны являет собой воплощение стремления к победе над морем. Конь, попирающий змею, как символ победы над злом - врагами России.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Когда я была маленькой, все конные статуи, увиденные мной, я сравнивала с Медным Всадником. Отличие для меня состояло в том, что он воспринимался мной, как живое существо. Уже будучи школьницей, прочитав "Медного Всадника" Пушкина, поэтому я и не была удивлена, что Евгений набросился за монумент, упрекая его в смерти возлюбленной.

Кстати, "Медным" бронзового Всадника начали называть именно с легкой руки Александра Сергеевича. Не зря он всегда славился меткостью своих высказываний.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Объяснять причину, почему Пушкин так сказал, и получилось хорошо, брались многие. Мол, потому что и "медь пушек", и "медь колоколов", а еще был несусветный вариант, что поэт намекал на "медный лоб" императора.

Я думаю, что и сам Александр Сергеевич не взялся бы объясниться на этот счет. Мозг гения просто выдал такое название, которое звучит - и перед глазами встает он - Медный Всадник.

Единственное, кажущееся достоверным объяснение - что в то время словом "медь" могли назвать и бронзу.

Екатерина Вторая решила приурочить создание монумента к столетию взошествия на престол Петра Великого. Вариант придворного скульптора Бартоломео Растрелли ее не устроил, и она обратилась к своим "друзьям по переписке" - французским философам - Дидро и Вольтеру. Те, в один голос, отрекомендовали Екатерине Этьена-Мориса Фальконе, и та тут же передала тому приглашение.

Мастер был вдохновлен замыслом императрицы, и, помимо художественной работы, изучил множество документов и воспоминаний о Петре Первом. Он видел своей задачей воплотить в памятнике мощь порыва воли императора.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Для того, чтоб зафиксировать нужное движение, Фальконе соорудил в мастерской помост. Знаменитый берейтор, Афанасий Тележников на коне влетал на помост, и поднимал его на дыбы, удерживая мгновение в таком положении. За это мгновение скульптор должен был сделать набросок.

Кстати, для позирования были выделены любимые жеребцы Екатерины Второй Бриллиант и Каприз - она сама была страстной наездницей, и знала толк в лошадях.

Первоначально Этьен Фальконе планировал, что конная статуя будет иметь две точки опоры, чтобы передать динамичность образа. Но это было достаточно рискованно, масса монумента была велика. И тогда он нашел решение - в виде извивающейся змеи, как бы случайно касающейся хвоста коня, а на деле являющейся третьей точкой опоры.

Модель для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.

Все видели, как выглядит хвост змеи, но немногие знают, как выглядит голова! Фотография из интернета
Все видели, как выглядит хвост змеи, но немногие знают, как выглядит голова! Фотография из интернета

Для постамента был выбран огромный валун, в буквальном смысле отмеченный свыше - в него ударила молния, поэтому он был назван Гром-Камень. Находился он неподалеку по поселка Лахта. Дождавшись ноября, чтобы земля была промерзшей, на специальных полозьях на бронзовых шарах, которые переносились вперед по мере передвижения камня - вот так перемещали Гром-Камень. А далее до Петербурга валун переправляло специально построенное для этого судно.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Всем известно, что голову императора вылепила семнадцатилетняя ученица Фальконе - Мари-Анн Колло. Скульптор трижды представлял свои варианты головы Екатерине, но ее они не устраивали.

Однако то, что создала Мари, вызвало такой восторг, что Екатерина назначила девушке пожизненную пенсию.

Фотография из интернета
Фотография из интернета

Фальконе работал над памятником вместо планируемых восьми лет - двенадцать. Дело, конечно, стоило того, ведь каждая деталь монумента - уникальна!

С Медным Всадником связано множество легенд. Вот одна из них. В момент нашествия Наполеона на Россию, Александр Первый решил вывезти монумент в Вологодскую губернию, поскольку опасность, грозившая российской столице, была очевидной. Был разработан план эвакуации памятника.

Однако некоего майора Батурина начал преследовать сон. Будто Медный Всадник ожил и отправился к дворцу Александра. Вышедшему к нему навстречу потомку он сказал: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но, пока я на месте, моему городу нечего опасаться!"

Александр Первый
Александр Первый

Майору удалось передать свое видение князю Голицыну, который был другом императора. Александр, пораженный рассказом, отменил свое решение.

Картина из интернета
Картина из интернета

Конечно, Петербург находится под покровительством Петра Первого, любимое его детище. И в свете этого, тем удивительнее видится переименование Петрограда в 1924 году в Ленинград. Действительно, налицо были несусветная гордыня переименователей и желание плюнуть в вечность.

В годы Великой Отечественной монумент собирались затопить, чтобы спасти от бoмбежек. Но потом отказались от этой идеи, поскольку глубина акватории не гарантировала отсутствие повреждений при взрывe боeприпасов в воде.

Поэтому Медного Всадника накрыли мешками с песком, а сверху соорудили деревянный "стакан".

Фотография из интернета
Фотография из интернета

Говорят, что после снятия блокады, освобождая Медный Всадник от мешков с песком, которые его прикрывали, кто-то мелом нарисовал на груди Петра медаль "За оборону Ленинграда"

Из интернета
Из интернета

А вот это - любопытные снимки реставрации Медного Всадника в 1976 году:

Буду благодарна за лайк!