За что Евтушенко отчислили из Литинститута, почему его не любил Бродский и о чем поэт разговаривал с американским президентом — разбирается команда «ВТБ — России».
Начал писать стихи еще до школы
Евгений Евтушенко написал первое стихотворение в шесть лет. Его отец Александр Гангнус тоже был поэтом, так что в самом этом факте не так много удивительного. Интереснее то, что этими строчками Евгений заложил своего рода манифест всей дальнейшей творческой жизни:
Я проснулся рано-рано
и стал думать — кем мне быть.
Захотел я стать пиратом,
грабить корабли.
Грабить корабли поэту не пришлось, но вот статус «пирата» и искателя приключений он за свою жизнь подтвердил не раз. Вот что Евтушенко писал об этом в книге «Волчья пасть» 60 лет спустя:
«Тогдашнему мальчику смертельно хотелось приключений — и не октябрятско-пионерских, благословляемых педагогическими надзирателями, а приключений, строго-настрого не рекомендуемых. Но мало ли кому хочется приключений в детстве, а я растянул их на всю жизнь, да и сейчас от них не откажусь. Пиратство и грабеж кораблей в той детской декларации независимости — лишь условный знак мятежа».
Вылетел из Литературного института
«Пиратские» приключения не заставили себя долго ждать: в 15 лет Евтушенко исключили из школы — якобы за то, что он сжег классный журнал с плохими оценками. Он не получил аттестат зрелости, но продолжал писать стихи, и уже через год его первое стихотворение опубликовали в газете «Советский спорт».
Через три года он выпустил первую книгу стихов «Разведчики грядущего», и с этого начался головокружительный взлет. Евтушенко приняли в Литинститут и в Союз писателей — он был там самым молодым членом. Но окончить институт не удалось: сначала молодой поэт выступил в защиту «антисоветского» романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», а потом обвинил в клептомании одного из руководителей Союза писателей. Это была неслыханная по тем временам дерзость, и его отчислили.
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».
— Евгений Евтушенко, «Преждевременная автобиография»
Считал Бродского «непримиримым другом»
Есть известная фраза Бродского: «Если Евтушенко против колхозов, то я за». Она отражает всю суть их непримиримого конфликта длиной в жизнь. До конца не ясно, что не поделили два поэта. Одни считают, что дело в разных политических взглядах, другие видят причину в том, что Евтушенко был массовым, а Бродский — культовым. Третьи говорят, что дело в зависти: Бродский не умел договариваться с властями и слыл нонконформистом, Евтушенко же это неплохо удавалось.
Однажды Бродский и Евтушенко случайно встретились в КГБ. Первого высылали из страны, второго вызвали туда по делу о ввозе в СССР запрещенной литературы из США. Но Бродский посчитал, что «Евтух» работает на КГБ и что именно своему «непримиримому другу» он обязан изгнанием. С тех пор их отношения сильно охладели.
«Я считаю его человеком, с которым мы не договорили. Возможно, наши стихи уже сами будут разговаривать друг с другом, и думаю, что о чем-то договорятся».
— Евгений Евтушенко
Отказался принять картину от Пикассо
Евтушенко дружил со многими выдающимися людьми из-за границы: от президента Чили Сальвадора Альенде до художника Пабло Пикассо и поэта Пабло Неруды. Однажды в гостях у Пикассо художник предложил ему выбрать картину в подарок. Евтушенко честно ответил, что картины Пикассо ему не нравятся, и поэтому принять подарок он отказывается. Тогда Пикассо предложил выпить шампанского за Россию и сказал:
«Есть хотя бы один человек, который, подобно Настасье Филипповне [героине романа Достоевского „Идиот“], способен бросить деньги в огонь. Ведь любая моя работа, в рамке или без, неважно, стоит как минимум 10 000 долларов».
Евтушенко предположил, что какая-то женщина нанесла глубокую рану Пикассо, раз он так жестоко с ними обходится в своих картинах. Но подарок от Пикассо в его Музее в Переделкине все-таки хранится. Это рисунок, который подарила ему вдова Фернана Леже — он относится к другому периоду творчества художника и пришелся поэту по душе.
Посетил больше сотни стран
Евтушенко пользовался привилегиями советского правительства — в частности, он чаще всех коллег-поэтов бывал за границей. За всю жизнь он объездил больше сотни стран, что необычно для советского человека. В одной из таких поездок Евтушенко встретился с американским президентом Никсоном — тот просил у него совета по поводу предстоящей поездки в Москву. Недавно в США рассекретили архивы ФБР с досье на Евтушенко: оказывается, во время этой поездки за поэтом пристально следили. Сотрудникам ФБР о нем было известно все — вплоть до цвета носков.
Но заграничные путешествия скоро прекратились: Евтушенко сделали невыездным за один проступок. Он напечатал во Франции отрывки из своей «Преждевременной автобиографии». Ничего провокационного для СССР в этом отрывке не содержалось, но за публикацию без согласования власти его наказали.
На стихи Евтушенко Шостакович написал симфонию «Бабий Яр» — впервые она прозвучала в 1962 году в Московской консерватории, генеральным партнером которой выступает Банк ВТБ.