Найти тему
Книгоник

Л.Н. Толстой "Анна Каренина" - подробный обзор

Оглавление
Азбука
Азбука
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему.

Степан Аркадьевич Облонский (Стива) - милейший и добрейший в свете человек, и он не мыслит свою жизнь без любви. Поэтому, когда он понял, что любовь к законной жене, Дарье Александровне (Долли), иссякла, он начал ей изменять. И не видел в этом ничего плохого. Жена рано состарилась, а он был красив, полон жизни и сил. И всё бы ничего, вот только однажды он зашёл слишком далеко и закрутил роман с гувернанткой собственных детей, которых у него было пятеро. И тут-то жена узнала обо всём. Единственное верное решение Дарья Александровна видела в полном разрыве с мужем, но имея такое количество детей, она понимала, что обязана прежде думать об их благополучии.

Безвыходное положение получает развязку, когда в московский дом Облонских приезжает из Петербурга сестра Стивы, Анна Аркадьевна Каренина. Благодаря её содействию супруги мирятся и продолжают жить вместе. Анна понимает, что сохранение законного брака - это правильно. Хотя сама давно не счастлива с мужем. И только их общий сын является её отрадой.

В Москве Анна Аркадьевна знакомится с графом Алексеем Вронским. Молодой человек с первого взгляда влюбляется в Анну и начинает добиваться её расположения, не смотря на то, что знает о её браке. Каренина, уставшая от холодности мужа, быстро соглашается на измену. С Алексеем она наконец может чувствовать, она узнала, что такое любовь. Хотя, где любовь, там порой часто и ревность.

Вронский уехал за Анной в Петербург, бросив Катерину Александровну (Кити), молодую девушку, сестру Долли, которая влюбилась в него и была уверена, что это взаимно, а потому ждала предложения от него. Она и не догадывалась, что никогда в его помыслах не было ничего подобного. И к своему ужасу отказала Константину Левину, когда тот приехал просить её руки. Обманувшись ухаживаниями Вронского, Кити запуталась в собственных чувствах, и положилась более на увещевания матери, считающей, что можно найти мужа и поинтереснее Левина.

Каждая семья столкнулась со своими трудностями, все ли смогут с ними достойно справиться?

История создания романа

Лев Николаевич начал работать над книгой в начале 1873 года. Однажды он зачитался сборником произведений А.С. Пушкина, где особенно его вдохновил фрагмент неоконченный повести "Гости съезжались на дачу". Как сам он писал в одном из писем после прочтения этого отрывка:

Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман, который я нынче кончил начерно, роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен и который будет готов, если Бог даст здоровья, через 2 недели и который ничего общего не имеет со всем тем, над чем я бился целый год.

На самом деле работа над романом растянулась на несколько лет, и писатель неоднократно менял его содержание. Его неотрывно сопровождали муки творчества и он множество раз хотел бросить этот роман.

Писатель буквально по кусочкам отрывал от себя каждую часть, попеременно срываясь на стенания:

Моя Анна мне надоела, как горькая редька.

С 1875 по 1877 годы роман публиковался по частям в журнале "Русский вестник". Правда в журнале вышли только семь частей. Из-за конфликта с издателем по поводу содержания восьмой части, она так и не была издана в журнале, а вышла позже отдельной книгой.

Отдельное издание романа вышло в свет в январе 1878 года и оно претерпело некоторые изменения по сравнению с текстом в журнале.

Реальный прототип

У Анны Карениной был реальный прототип. В доме Александра Бибикова, соседа Толстого, работала экономка Анна Пирогова. Лев Николаевич вместе с женой часто бывали в гостях у Бибикова, а потому хорошо знали и Пирогову. К тому же, у неё был роман с хозяином имения. Однажды из-за ревности она уехала на несколько дней, а потом прислала Бибикову письмо, которое он вернул, даже не прочитав. После этого она бросилась под проходящий поезд.

Лев Николаевич был на анатомировании тела Пироговой. Толстого потрясло увиденное перерезанное тело. Это событие навело писателя на мысль о финале романа. К тому же своей героине он дал имя Пироговой.

Кстати, вскоре после смерти Анны Пироговой оказалось, что её ревность была обоснована - Бибиков женился на гувернантке.

Внешний облик Анны

Известно, что своей главной героине писатель "подарил" внешность старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, с которой познакомился в 1868 году.

Мария Гартунг, octobercinema.ru
Мария Гартунг, octobercinema.ru

Другой главный герой

Анна Каренина - не единственная главная героиня в романе, другим главным героем является Константин Левин. Его жизнеописанию отводится в книге примерно такое же количество страниц, как и Анне. Остальные персонажи связаны с ними или являются связующими звеньями между ними.

Отзыв

"Анна Каренина" - один из тех романов, которые лучше понимаешь уже с возрастом. Если лет пятнадцать назад Анна меня только раздражала, то теперь меня озарило понимание и сочувствие.

Этот роман не просто о любовных драмах, где жена изменяет мужу (Каренины), или наоборот (Облонские). Суть его гораздо глубже. Писатель, часто используя своего героя Константина Левина, рассуждает о важных во все времена вопросах: смысл жизни, религия, вера, страх смерти, нравственность, ответственность, честь и достоинство.

Если говорить первоначально об Анне и её судьбе, хочется отметить как общество отнеслось к ней. Она стала изгоем. А Вронского же (кстати, как и Облонского) по настоящему практически никто (за исключением заинтересованных лиц) толком и не осуждал, и он продолжал быть частью общества и полноценным членом высшего света. Справедливо ли это? Для того времени - да. Вронский был совершенно свободным мужчиной, не обременённым обязательствами, а Анна, в свою очередь, была замужем. Но разве раньше замужние женщины не изменяли своим мужьям? Ещё как изменяли, но это оставалось "тайной". Все вокруг могли об этом знать или догадываться, но соблюдая внешние приличия в свете, женщины (как и женатые мужчины с тем же грехом) не подвергались изгнанию или уничижительному отношению.

Хотя, по-моему и сейчас спустя столько лет ничего толком не изменилось. Если изменяет мужчина, то это в принципе в порядке вещей, они так устроены, а на женщин, которые изменяют, смотрят косо все, кому не лень (если это также становится достоянием гласности). Я ни сколько не одобряю адюльтер, наоборот, я категорически против этого, но получается как-то не справедливо.

Анна же не хотела жить во лжи, она хотела любви, потому что её никто никогда не любил. Если бы не тётка, выдавшая её замуж за Каренина по собственному желанию, она, быть может, нашла бы своё счастье в семейной жизни с другим мужчиной. Сложность её натуры не позволила ей жить, как прежде, и притворятся.

Толстой не осуждает её за то, что она бросила вызов лицемерному обществу. По его мнению, главная проблема в том, что она разрушила семью. Она бросила своего ребёнка, причём иной раз о нём и не вспоминала, когда всё у неё было хорошо. Она бросила мужа, с которым венчалась, что является очень большим грехом для любого христианина. Поэтому только Создатель может осудить человека за его прелюбодеяние. Именно об этом писатель хотел сказать, добавив цитату из Библии в эпиграф:

Мне отмщение, и аз воздам.

Вообще, в книге, социум предстаёт не в лучшем свете. Он оказывает разрушительное воздействие на невинные души. Смесь ханжества и двойной морали повелевает людскими судьбами, вторгаясь в семейную жизнь.

В конце Анна становится самой себе невыносима, её истерикам нет предела, она живёт на "успокоительных" препаратах, которые также пагубно влияют на её мировосприятие. Хотя безусловно, её мнение о Вронском не далеко от правды.

Яркой противоположностью представителей "современного" общества является Константин Левин. Он презирает всю эту городскую суету, лицемерие, этикет. Для него идеалом является помещичья жизнь в деревне, с любимой женой и кучей детишек. Он любит работать, не гнушается обычного крестьянского труда. Но при этом, он часто задумывается о смысле жизни.

На его примере, мы видим как порой непросто человеку найти своё призвание и вообще разобраться в себе. В конце романа Левин осознает для себя истинный смысл жизни. Остаётся только надеяться, что каждый, кто тоже ищет, сможет его обрести.

Роман "Анна Каренина" является одним из шедевров русской классики и входит буквально в каждый список лучших книг русской и мировой литературы, поэтому он однозначно стоит потраченного на него времени. И даже больше, перечитывания в разные десятилетия.

Лев Николаевич показал нам, что не стоит никого осуждать, потому как с каждым в жизни может случиться всякое. Главное не терять рассудок, а стойко принимать удары судьбы, и бороться за своё счастье.

Экранизации

"Анну Каренину" экранизировали около 30 раз. Это и фильмы, и сериалы, и немое кино, и фильмы-балеты.

1910: немое кино "Анна Каренина" (Германская империя).

1911: немое кино "Анна Каренина" (Российская империя), режиссёр: Морис-Андре Мэтр, в роли Анны — Мария Сорохтина, в роли Вронского — Николай Васильев.

1912: немое кино "Анна Каренина" (Франция), режиссёр: Альбер Капеллани, в роли Анны — Жанна Дельвэ.

1914: немое кино "Анна Каренина" (Российская империя), режиссёр: Владимир Гардин, в роли Анны — Мария Германова, в роли Вронского — Михаил Тамаров.

1915: немое кино "Анна Каренина" (США), режиссёр: Джеймс Гордон Эдвардс, в роли Анны — Бетти Нансен, в роли Вронского — Ричард Торнтон.

1917: немое кино "Анна Каренина" (Италия), режиссёр: Уго Фалена, в роли Анны — Фабьене Фабреже.

1918: немое кино "Анна Каренина" (Королевство Венгрия), режиссёр: Мартон Гараш, в роли Анны — Ирен Варшаньи, в роли Вронского — Дежо Кертеж.

1919: немое кино "Анна Каренина" (Германия), режиссёр: Фридрих Цельник, в роли Анны — Лия Мара, в роли Вронского — Иоганн Риман.

1927: немое кино "Любовь" (США), режиссёр: Эдмунд Гулдинг, в роли Анны — Грета Гарбо, в роли Вронского — Джон Гилберт.

1934: фильм "Анна Каренина" (Франция), в роли Анны — Рита Уотерхаус.

1935: фильм "Анна Каренина" (США), режиссёр: Кларенс Браун, в роли Анны — Грета Гарбо, в роли Вронского — Фредрик Марч.

1936: фильм по мотивам романа "Анна Каренина" (Австрия), режиссёр: Йозеф Ровенский, в роли Анны - Мария Андергаст.

1948: фильм "Анна Каренина" (Великобритания), режиссёр: Жюльен Дювивье, в роли Анны — Вивьен Ли, в роли Вронского — Кирон Мур.

1952: фильм "Богатая женщина" (Индия)

1953: телеспектакль "Анна Каренина" (СССР), режиссёр: Татьяна Лукашевич, в роли Анны — Алла Тарасова, в роли Вронского — Павел Массальский.

1958: фильм по мотивам романа "Запретная любовь" (Аргентина), режиссёры: Луис Сесар Амадори и Эрнесто Арансибия, в роли Анны — Сульи Морено, в роли Вронского — Хорхе Мистраль.

1960: фильм по мотивам романа "Река любви" (Египет), режиссёр: Эззельдин Зульфикар, в роли Наваль (персонаж, основанный на Анне Карениной) — Фатен Хамама.

1960: телесериал "Анна Каренина" (Бразилия).

1961: фильм "Анна Каренина" (Великобритания), режиссёр: Рудольф Картье, в роли Анны — Клэр Блум, в роли Вронского — Шон Коннери.

1967: фильм "Анна Каренина" (СССР), режиссёр: Александр Зархи, в роли Анны — Татьяна Самойлова, в роли Вронского — Василий Лановой.

1967: фильм "Анна Каренина" (Венесуэла), в роли Анны - Амелия Роман.

1970-е: телевизионный мини-сериал "Анна Каренина" (Куба), в роли Анны — Маргарита Бальбоа, в роли Вронского — Мигель Наварро.

1974: телесериал "Анна Каренина" (Италия), режиссёр: Сандро Больки, в роли Анны — Леа Массари, в роли Вронского — Пино Колицци.

1974: фильм-балет "Анна Каренина" (СССР), режиссёр: Маргарита Пилихина, в роли Анны — Майя Плисецкая, в роли Вронского — Александр Годунов.

1975: фильм "Анна Каренина" (Испания), режиссёр: Фернандо Дельгадо, в роли Анны - Мария Силва.

1975: фильм-балет "Страсть Анны Карениной" (Франция), режиссёр: Ив-Андре Юбер, в роли Анны — Людмила Черина, в роли Вронского — Клод Титре.

1977: телевизионный мини-сериал "Анна Каренина" (Великобритания), режиссёр: Бэзил Коулман, в роли Анны — Никола Паже, в роли Вронского — Стюарт Уилсон.

1985: фильм "Анна Каренина" (США), режиссёр: Саймон Лэнгтон, в роли Анны — Жаклин Биссет, в роли Вронского — Кристофер Рив.

1995: фильм "Анна Каренина" (Греция), режиссёр: Кораис Даматис, в роли Анны - Мими Денисси.

1995: мини-сериал по мотивам романа "Пылкая страсть (Большой огонь)" (Германия, Франция, Италия), режиссёр: Фабрицио Коста, в роли Анны Капилупи (персонаж, основанный на Анне Карениной) — Кэрол Альт.

1997: фильм "Анна Каренина" (США), режиссёр: Бернард Роуз, в роли Анны — Софи Марсо, в роли Вронского — Шон Бин.

2000: телевизионный мини-сериал "Анна Каренина" (Великобритания), режиссёр: Дейвид Блэр, в роли Анны — Хелен Маккрори, в роли Вронского — Кевин Маккидд.

2007: фильм по мотиван романа "Шуга" (Казахстан), режиссёр: Дарежан Омирбаев.

2008: телевизионный мини-сериал "Анна Каренина" (Россия), режиссёр Сергей Соловьёв, в роли Анны — Татьяна Друбич, в роли Вронского — Ярослав Бойко.

2012: фильм "Анна Каренина" (Великобритания), режиссёр: Джо Райт, в роли Анны — Кира Найтли, в роли Вронского — Аарон Тейлор-Джонсон.

2013: телевизионный мини-сериал "Анна Каренина" (Италия), режиссёр: Кристиан Дюгей, в роли Анны — Виттория Пуччини, в роли Вронского — Сантьяго Кабрера.

2015: телевизионный мини-сериал по мотивам романа "Прекрасная ложь" (Австралия), режиссёры: Глендин Айвин и Питер Салмон, в роли Анны Айвин (персонаж, основанный на Анне Карениной) — Сара Снук.

2016: фильм по мотивам романа "Анна Каренина. Интимный дневник", режиссёр: Юрий Грымов.

2017: фильм "Анна Каренина. История Вронского" и его расширенная восьмисерийная телевизионная версия "Анна Каренина" (Россия), режиссёр: Карен Шахназаров, в роли Анны — Елизавета Боярская, в роли Вронского — Максим Матвеев.

2018: киноверсия мюзикла "Анна Каренина" (Россия), режиссёр-постановщик: Алина Чевик, в роли Анны: Екатерина Гусева, в роли Вронского - Сергей Ли.

2018: короткометражная драма по мотивам романа "Тёмная как ночь. Анна Каренина" (Россия), режиссёр: Радда Новикова.

2021: сериал "Анна К" (Россия), режиссёры: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Наташа Меркулова, Алексей Чупов, Роман Кантор, в роли Анны - Светлана Ходченкова, в роли Вронского — Роман Васильев.