Почему каждый человек, появившись на свет, без видимого труда овладевает языком? Любой ребенок без усилий овладевает языком той среды, в которой он родился, в тех условиях, когда никто специально не старается научить его говорить.
Овладение языком - это когнитивный процесс, который происходит независимо от интеллектуального развития ребенка. Малыш наиболее интенсивно овладевает языком именно в первые годы своей жизни, когда интеллект только начинает формироваться, порой даже в тех случаях, когда наблюдается задержка в его развитии.
Рождаясь на свет, ребенок уже на генетическом уровне несет в себе задатки всех тех возможностей, которыми он будет обладать во взрослом возрасте, т.е. рождается на свет с заданной способностью говорить на родном языке.
Чтобы реализовать эту врожденную способность к языку, ребенку необходимо просто попасть в социальную среду, которая содержит в себе условия для запуска языковой способности. Этим условием являются окружающие ребенка люди, общающиеся с ним и между собой.
Языковая способность к тому же универсальна относительно того, каким будет язык и каково будет их количество. Когда в двуязычной среде в процессе общения с ребенком соблюдаются условия изоляции одного языка от другого, ребенок с одинаковым успехом овладевает двумя или более языками.
Научные исследования доказывают, что не существует раздельных способностей для овладения родным и иностранными языками. Исследователями детской речи (У. Пенфилд. Э. Лоннеберг и др.) установлено, что способность к изучению языка с возрастом идет на спад. Наиболее эффективно она проявляется в первые годы жизни, затем, примерно к 10—12 годам, ее уровень несколько понижается и последующие годы жизни языковая способность постепенно, но неуклонно угасает.
Интересен тот факт, что природа наделила человека максимальной способностью овладевать языком в том возрасте, в котором общение с окружающей средой еще не является угрозой его существования. Как следствие, к тому времени, когда незнание языка может поставить жизнь человека под угрозу, он им уже владеет. К этому времени необходимость в выраженной языковой способности отпадает и сила ее значительно понижается.
Языковая способность носит универсальный характер в том смысле, что в ней «не записаны» язык или количество языков, которыми ребенок должен овладеть.
Но. тем не менее, во взрослом возрасте есть "триггер", который запускает детскую языковую интиуцию или так нужную нам языковую способность. Это методика Гарвардского университета по ускоренному изучению иностранных языков, которая основана на методе синхронного перевода.
Многолетние исследования, проведенные в США и Канаде, доказывают этот факт возвращения языковой способности и уменьшения важности интеллекта в умении говорить на иностранном языке. Это еще раз доказывает, что учиться новому, общаться можно и нужно в любом возрасте. Но только с использованием методик синхронного перевода.