В 1986 году Творческое объединение «Экран» выпустило первую часть мультипликационного мини-сериала (всего сняли 4 серии) о приключениях поросёнка с денежным именем (или фамилией) Фунтик. Хотя, может это имя относилось к его весу при рождении? Впрочем, суть не в этом. Мультфильм, как положено правильной советской пропаганде, разнообразно разоблачал ужасы капитализма, в особенности же эксплуатацию несовершеннолетних, а также неправомерное использование сентиментальности взрослых.
В чём эти ужасы заключались в изображённой в мультфильме неназванной капиталистической стране? Разумное животное, притом явно очень молодое, практически ребёнка, буржуазная хищница госпожа Беладонна принуждала обманывать детей и взрослых, собирая пожертвования на … (здесь была остроактуальная политическая шутка, удалённая во избежание) домики для несчастных бомжующих поросят. Фунтик в конце концов не выдержал и решил жить не по лжи, убежав от своей хозяйки (юридический статус их взаимоотношений не назван, но скорее всего госпожа Беладонна числилась опекуншей несовершеннолетного поросёнка). Весь сюжет мультфильма состоит из попыток госпожи вернуть эксплуатируемого субъекта.
Советские дети показанную в мультфильме реальность, по идее, должны были воспринять как ужасный и отвратительный мир чистогана. Но если рассмотреть мир, который мы видим в «Приключениях поросёнка Фунтика» с современной точки зрения, то окажется, что ужасов-то там нет вовсе. Несчастного поросёнка не откармливали на убой в тесном загоне. Его не планировали по достижении подходящего возраста разобрать на органы. Это вовсе не шутка, биоткани свиного сердца являются широко используемом материалом для пересадки человеку при операциях на сердечном клапане. Его даже не эксплуатировали в качестве … (удалено из-за дзеновской цензуры). Он всего лишь произносил несколько слов перед покупателями, и всё!
Но ладно, в любом случае факт обмана и принуждения юного поросёнка к нелюбимой им работе остаётся. Допустим даже, что в показанной стране есть всего один такой милый розовый персонаж, поэтому Фунтик на своей позиции в этом бизнесе незаменим. Уникального сотрудника работодатель должен стремиться удержать любым способом. И какой же способ выбирает для его поиска и задержания госпожа Беладонна? Она не посылает за поросёнком охотников за головами. Не обращается к этнической ОПГ — поскольку в той реальности есть разумные животные, кроме самого Фунтика это как минимум мартышка Бамбино, то этническая мафия там должна состоять из каких-нибудь волков, что вполне соответствовало бы сказке о трёх поросятах. Нет, она, как честный гражданин, идёт в полицию.
Шефом полиции в мультфильме является странная личность, косплеящая английского колониального чиновника XIX века (судя по пробковому шлему с плюмажем). Его офис расположен на воздушном шаре, снабжённом проводным телефоном. Ну, мало ли какие причуды у человека бывают, мы лишь отметим, что раз горожан, из налогов которых этому начальнику полиции платится жалование, ничто не смущает, следовательно, работа местной полиции их вполне устраивает. Однако профессионализм «самых лучших сыщиков», которых выделил госпоже Беладонне шеф, оставляет желать лучшего. О чём это говорит? Что настоящие преступления они никогда не расследовали и в противостояние с серьёзными бандитами не вступали. Иначе не делали бы упор на то, что в ходе преследования Фунтика «пули свистели над их головами». То есть уровень преступности в городе, да и в стране в целом, околонулевой. Полиция занималась максимум мелкими кражами, не более того.
В мультфильме показана ещё одна жертва жадности госпожи Беладонны — некий бегемот-дауншифтер по прозвищу Шоколад. Это прозвище ему даёт Фунтик, ничуть не опасаясь обвинений в расизме. Бегемот демпинговал на городских улицах воздушными шариками, за что был изгнан из города и теперь живёт на болоте, практически как Шрек. Увы, об этой трогательной истории мы знаем лишь со слов самого бегемота, а он лицо заинтересованное. Как на самом деле разворачивалась битва двух уличных бизнес-империй Беладонны и Шоколада, зритель достоверно знать не может. Но заметим, что и в этом случае, даже со слов самого потерпевшего, Беладонна обратилась за помощью к властям (а не бандитам) и те конфисковали товар бегемота.
В мультфильме, помимо госпожи Беладонны, действует ещё одна акула капитализма — владелец гостиницы «Три дороги» по фамилии Дурилло. Нет ли тут намёка на итальянскую мафию? Нет, в мультфильме он помогает Беладонне лишь потому, что является её приятелем. У злодейки есть друзья и помимо шефа полиции, отметим этот факт. Ещё один нюанс — на дороге, проходящей по самым гребеням (через леса и болота) есть не только гостиница, но также бензоколонка, где Беладонна пыталась напоить беглецов кофе со снотворным. То есть мир в мультфильме весьма цивилизован и обустроен. Невольно возникает вопрос, этот мультфильм осуждал капиталистическую реальность или наоборот, рекламировал её?