Многоканальный звук 5.1, что уж греха таить, не оправдал ожиданий масс. На большинстве аудио дисков независимо от формата оказалось подобие проложика, тупо расширяющего обычное стерео. Тем не менее, встречаются весьма интересные экземплярчики.
Купить (качнуть) или не купить (не качнуть) - вот в чём вопрос !!! )))
Blue Man Group "The Complex" 2004
<Формат диска> DVD-audio
<Аудио дорожки> 5.1 MLР и DTS 24 бит 96 кГц, стерео 24 бит 48 кГц
<Видео> NTSC
<Web-сайт> www.blueman.com
<Производитель> DTS International
Если у вас начинаются недобрые спазмы от стерео звуков, то интернациональная Blue Man Group станет хорошим лекарством. Эта группа представляет собой ударную смесь из трёх компонент: комедия, музыка и мультимедиа. Причем в правильных пропорциях. Визитная карточка коллектива: три активных ярко синеголовых перца (дети перевоспитавшегося Фантомаса?), которым всё по барабану, кроме самих барабанов. Стиль я бы окрестил Drums’&’Drums с горой электроники и живыми электрогитарами в придачу.
Качество записи близко к эталонному! Складывается впечатление, что на массовый диск выложили студийный оригинал. Это вам не морально протухший СиДи с несчастными 16 бит 44.1 кГц. Многоканальный микс сногсшибательный!!! Достаточно заценить, как хлыст рассекает воздух по диагонали накрест, и всё стерео можно хоронить без банкета.
Меню анимированное, сильно навороченное. Побочный эффект: некоторые устаревшие плееры воспроизводят раздел DVD-audio без звука, т.е. идут только интригующие картинки-заставки в стиле какого-то там авангарда. Хорошо еще, что в разделе DVD-video имеется отличная дорожка многоканального DTS. В приложениях два видео клипа, один почти весёленький, второй явно грустненький, но оба с прицелом на авангард и расширение сознания. Есть даже примеры записи чистых барабанов и смикшированных с остальными инструментами. В качестве прикольного бонуса, в меру ироничная funny story о том, как записывался этот действительно продвинутый диск.
Короче, животики от смеха не надорвёте, каблуки в плясках не отломите, но расслабитесь душевно. Лекарство то правильное! Вопрос лишь один: как долго будет действовать.
Metallica "Metallica" 2001
<Формат диска> DVD-audio
<Аудио дорожки> 5.1 MLР и DTS 24 бит 96 кГц, стерео 24 бит 48 кГц
<Видео> NTSC
<Web-сайт> www.metallica.com
<Производитель> E/M Ventures
Данный альбом, называемый в народе чёрным (из-за мрачноватой обложки), записывался в Лос-Анжелесе с октября 1990 по июнь 1991 года. Переиздание в формате высокого разрешения рассчитано на адуиофильски настроенных гурманов уже отлитого в бронзе «тяжелека».
Почему-то более распространен концертный DVD-audio диск, где Металлика резвится с симфоническим оркестром. Чисто студийный диск Metallica даже получше будет. Качество записи по меркам металла (который обычно пишут средненько, через чур увлекаясь компрессией) на пять с минусом. Увы, изначально цифровали с 48 кГц и уж потом передискретизирвали в 96 кГц, заодно подправив подчистив с помощью хитрого софта. В итоге исходная компрессия, конечно, чувствуется, но уже в пределах разумного. Многоканальный микс впечатляет. Гитары перекликаются из разных углов, создавая цельную звуковую волну, а соло еще и перемещается в пространстве! Сабвуфер колотит прямо в душу, причем так, что стена готова провалиться к соседям. Тарелки жахают, как будто над ухом. Лишь один разок звукоинженер чуток переборщил: уровень гитары вспучился в центральном канале (очевидно, по замыслу было приближение к слушателю).
Музыкальный материал сего диска рецензировать, что ходить против ветра. Это, брат, такая музыка, которую либо любишь, либо нет. Третьего не дано. Короче, равнодушных не будет.
The London Philharmonic "Tchaikovsky’s Swanlake" 2001
<Формат диска> DVD-audio
<Аудио дорожки> 5.1 MLР и DTS 24 бит 96 кГц, стерео 24 бит 48 кГц
<Видео> NTSC
<Web-сайт> www.silverlinerecords.com
<Производитель> Silverline
Вам когда-нибудь доводилось в Большом театре восседать в первом ряду партера, сразу за дирижером? Цена на билетики кусается? Еще бы! Диск DVD-audio с прекрасным многоканальным звуком в американском интернет магазине стоит около 15 тамошних долларов. В наших Союзах подороже выйдет, но и тут, как говорится, имеет смысл.
Знаменитое «Лебединое озеро» П.И.Чайковского в исполнении лондонского филармонического оркестра котируется достаточно высоко. Возможно, найдутся более вдохновившиеся и не менее маститые исполнители, но, согласитесь, откопать качественную запись таковых - из области фантастики. Вообще, классику записывать чрезвычайно трудно из-за значительного удаления микрофонов. К тому же обилие музыкальных инструментов частенько ставит перед звукоинженерами неразрешимые задачи.
Качество записи на твёрдую четверку. Увы, броская надпись 96 кГц вводит в заблуждение: изначально звук записывался в 48 кГц, посему полезным ультразвуковым составляющим взяться неоткуда. Многоканальный микс сделан по всем правилам: никаких крякающих уток за спиной и прочих попсовых бантиков-украшений. В партере, значит в партере. Скрипки и альты от центра и до правого края, виолончель, гобой со своей деревянной командой слева, медные духовые посередине широким фронтом, за ними в левом углу литавры, а в правом треугольник и прочая перкуссия.
Не будем уподобляться академичным музыковедам, бдительным оком заглядывая под фраки и манишки музыкантам: электорат этот диск полюбит только за полтора минутный танец Маленьких лебедей.
The AIX Allstar Band, Mark Waldrep "Moonlight Acoustica" 2006
<Формат диска> DVD-audio/video, двухсторонний, DVD-video сторона двухслойная
<Аудио дорожки> 5.1 MLР 24 бит 96 кГц, 5.1 DD и DTS 24 бит 48 кГц, стерео 24 бит 96 кГц
<Видео> NTSC, 16:9
<Web-сайт> www.aixrecords.com
<Производитель> AIX Records
Удивительный диск! Даже если вы не любитель классической музыки и не ценитель бетховенской Лунной сонаты, данный альбом будете «крутить» пусть не часто, зато долго. Рискну предположить, всю сознательную жизнь. И это не смотря на то, что музыканты по сути играют (53 минуты) вариации одной единственной темы. Кстати, о музыкантах. Небезызвестный Carl Verheyen (Supertramp) творит чудеса на «электрухе», а бывший участник группы Wings Пола Маккартни - Laurence Juber – зажигает на акустической гитаре. За контрабасом, электроорганом, маримбой, перкуссией и ударной установкой – американские музыканты-виртуозы, их имена в России, увы, не на слуху. С точки зрения самой музыки это предварительно отрепетированный мудрым дирижером «джем-сейшн». Судя по всему, записывали «на лету», поймав кураж. Если и импровизировали, то без «запилов». Быстрые, упруго-ритмичные аранжировки чередуются лиричными «медляками», как на старой доброй дискотеке. Короче, волшебный эликсир из джаза, рока и классики, вкусив который, подсаживаешься раз и навсегда. Очерёдное «принятие дозы» сего саунд эликсира стабильно вводит в состояние блаженного транса.
Качество записи и многоканального микширования превосходное. По традиции фирмы (AIX Records) дорожки многоканального Dolby Digital и Stereo смикшированы, если бы слушатель находился в центре партера, а дорожки DTS и несжатого 5.1 звука высокого разрешения – прямо на «сцене». Честная запись 96 кГц, причем с полезными ультразвуковыми составляющими. Имеется полное, с разных ракурсов видео.
Queen "A Night at the Opera" 2002
<Формат диска> DVD-audio, двухслойный
<Аудио дорожки> 5.1 MLР 24 бит 96 кГц, DTS 5.1 24 бит 48 кГц, стерео 16 бит 48 кГц
<Видео> NTSC, 3:4
<Web-сайт> www.dtsEntertainment.com , www.QueenOnLine.com
<Производитель> DTS International
«Ночь в опере» - альбом, священный для меломанов. Изначально вышел на виниле в январе 1975 года. Весёлые это были годочки! Расцвет рок-музыки. Только-только отгремели в лучшем составе «молодые» Deep Purple. Еще в зените Led Zeppelin. В самом ударе Pink Floyd. Список ставших легендой можно продолжать, но смысл в ином. Планка музыкального содержимого оказалась тогда поднятой на такой уровень, что до сих пор ни у кого не получается перепрыгнуть. Современная рок-музыка построена сплошь на заимствованиях и фактически растёт в ширь, не удосужившись разродиться запоминающимися мелодиями и гениально простыми риффами. Нынче упор на напор. На удар по мозгам. На мощность-громкость… О времена, о нравы! J
Однако вернемся к лучшему альбому Queen. Драйв настоящего рока. Вокал достоен лучшего оперного. Блистающий Меркури «заряжает», остальные участники группы дружно «не выпадают». Великая музыка, ставшая классикой. «Боже, храни Королеву». Точка.
Качество реанимированной записи от ретивого цифрового ремастеринга явно не улучшилось. Искусственное повышение детализации-звонкости привело к тому, что выползли все огрехи-шероховатости студийной записи на магнитную ленту, выполненной аж в 1974 году. Впрочем, на дорожке DTS удалось достичь разумного компромисса, посему имеет смысл купить одноименный DVD-video диск с великолепной подборкой изумительного видео, нежели чем заморачиваться с супер-форматами, кои в отсутствии адекватного «исходника» чудес не преподносят.
DVD-audio версия альбома в цивилизованном мире практически полностью распродана, и повторный тираж не планируется. Цена с рук доходит до 100 долларов и это, вероятно, не предел. В Москве же на Горбушке (аль в Озоне) за 800..900 рублей – хоть валом ешь.
K.Scherbakov, Russian State Symphony Orchestra "Rachmaninov, Piano Concerts Nos.2 and 3" 2004
<Формат диска> DVD-audio
<Аудио дорожки> 5.1 MLР и 5.1 DTS (обе 24 бит 48 кГц), 5.1 DD
<Видео> NTSC
<Web-сайт> www.naxos.com
<Производитель> Naxos
Сергей Рахманинов волею судьбы очутился среди тех, кто предпочел уехать из России после Революции 1917 года, сполна изведав горечь тоски по Родине и скончавшись в 1943 году в Бевёли Хиллз. Наиболее популярные 2й и 3й фортепианные концерты были написаны задолго до этих печальных событий, в самом начале XX века.
Итак, за фортепиано – Дмитрий Яблонский, эмигрировавший в 1977 году в США. Дирижирует Константин Щербаков, с 1992 года проживающий в Швейцарии. Слава Богу, Русский Государственный Симфонический Оркестр еще никуда не съехал, что не мешает активно гастролировать по всему миру.
Вышеупомянутый 2й концерт Си-минор горячо любим многими людьми. Это очень волнующая, романтичная, возвышенная музыка. Характерное вступление забыть невозможно: нарастающие по силе фортепианные аккорды аллегро по-русски залпом подхватывает оркестр. Волны чарующих звуков окатывают верного слушателя почти 75 минут.
Запись сделана в студии №5 московского Дома звукозаписи и радиовещания в 2002 году. Честно указано, что микшировалось на частоте 48 кГц. Многоканальный микс своеобразен (сабвуфер пашет на всю катушку), но локализация источников хорошая. Запись раскрывается лишь на качественной аудио аппаратуре.
Напомним, DVD-audio диски можно полноценно воспроизводить на компьютерах с аудио картами Creative Audigy2 и X-Fi. На дисках этого супер формата имеется раздел расхожего DVD-video с отдельными звуковыми дорожками. То есть, в любом случае DVD-audio диск ваш компьютер озвучит, вопрос лишь, с каким качеством. Кстати, в период экономического кризиса диски DVD-audio становятся желанным ценным подарком.
Medeski, Martin and Wood "Uninvisible" 2003
<Формат диска> DVD-audio/video
<Аудио дорожки> 5.1 MLР 24 бит 48 кГц, 6.1 DTS-ES 24/48, PCM стерео 16/48
<Видео> NTSC
<Web-сайт> www.bluenote.com
<Производитель> DTS International
Слушая правильный джаз, начинаешь невольно притоптывать в такт ногой. Слушая гремучую смесь стилей (джаз + хипхоп + рэп?) в исполнении вышеуказанной безбашенной троицы из Нью-Йорка самопроизвольно качаешь-киваешь головой! Причем строго в соответствии с задаваемым ритмическим «рисунком». Ничего не поделаешь, музыка авангардная и на подкорку воздействует соответствующе! Бодрит, короче. Однако всем подряд рекомендовать не берусь – тут требуется длительная подготовочка на музончике попроще. Хотя многим представителям молодого поколения, не зашоренным на тяжелеке и психоделике, искренне нравится. В записи сего альбома принимало участие множество приглашенных музыкантов, включая ДиДжеев OLIVE и P LOVE с их «вертушками». В ход идет всё, что подвернется под руку: саксофон-баритон, басс-кларнет, бутылки и колокола. Похоже, «перцы» могут извлекать музыку даже из пустых картонных коробок.
Качество записи своеобразное. Сигнал как будто специально немного загрублён (никакой зачистки при сведении и мастеринге). Чем-то смахивает на репетицию. Но от этого становится еще интереснее. На хорошей аппаратуре музыка звучит натуралистично. Многоканальный микс редкостный! В вершинах равностороннего треугольника расположились (слева направо): клавишные, бас, ударная установка. Слушатель находится в центре. В DTS матричным методом добавлен 7-й канал – супер тыл. При желании в процессе воспроизведения данного диска можно убавить уровень тыловых каналов, тогда получится захватывающее неординарное расширение панорамы. Дорожки в расхожем Dolby Digital не обнаружено.
Бонус: интригующий видеоклип добротного качества.
Erich Kunzel Cincinnati Pops Orchestra, Kiev Symphony Chorus "Tchaikovsky 1812" 2001
<Формат диска> DVD-audio/video, двухсторонний
<Аудио дорожки> 5.1 MLР 24 бит 88.2 кГц, 5.0 DTS24/48, PCM стерео 16/48 и 24/44.1
<Видео> NTSC
<Web-сайт> www.telarc.com
<Производитель> TELARC
Складывается впечатление, что Пётр Ильич Чайковский ныне больше популярен на западе, нежели чем в родных пенатах. Кто только не играет его музыку! Какие только лэйблы не выпускают многочисленные супер форматы! Вот и оркестр из Цинцинати внёс свою лепту в анналы музыкальной истории. На подмогу был вызван из града Киева симфонический хор, которому в свою очередь помогал хор мальчиков опять таки из Цинцинати. Нарезали-отобрали материальчика в духе «the best». В вдохновением озвучили. Тщательно записали. Получилось впечатляюще (в том числе щемящее русское средце «Боже царя храни»). В целом не совсем строго академично, но в этом есть свой кайф.
Диск с увертюрой «1812» очень популярен среди тестировщиков аудио аппаратуры и аудиофилов – на первом треке в двух местах записана пальба из реальных старинных пушек. Причем с эффектным разложением по разным каналам. Осторожно с уровнем громкости: шарашит так, что дома стекла могут вылететь! Один энтузиаст переборщил: выскочили напрочь (буквально, сошли с катушек) басовые диффузоры во всех подключенных колонках.
Изначально запись производилась напрямую в DSD формате (для SACD диска). Переформатирование в «классические» (хотя и редкие) 88.2 кГц негативно сказалось на качестве звучания, но большинство классики обычно записывается еще хуже (увы, слишком удаленные микрофоны), так что жить можно, причём, припеваюче. Кстати, стерео дорожек аж целых две, тогда как Dolby Digital отсутствует!
Бонус: очень полезная настройка уровня звука для 5.1 каналов.
Mike Oldfield "Tubular Bells" 2003
<Формат диска> DVD-audio/video
<Аудио дорожки> 5.1 MLР 24 бит 48 кГц, PCM стерео 48/24
<Видео> NTSC
<Web-сайт> -
<Производитель> Warner Music
Первоначально вышедший на виниле в 1973 году этот эпохальный альбом спустя тридцать с лишним лет полностью сыгран заново (близко к оригиналу) и перезаписан «в цифре» с учётом требований многоканального микширования.
При первом прослушивании может не «вставить». Зато с каждым новым разом «актом» священнодействия получаешь возрастающее удовольствие, что, согласитесь, свидетельствует об уникальном музыкальном шедевре мирового масштаба. Майк Олдфилд удивительный мульти инструменталист. Будучи «на ты» с практически любой передовой электроникой, Майкл завораживающе бережно солирует на электро гитаре, в частности, ободранном Fender выпуска 65-го года. Не чужд Олдфилду и 8-ми футовый Стейнвэй 1920 года. Ну а «доски» типа KORG чем не забава. Фишка Tubular Bells - огромные «колокольные» трубы, по которым мужик «в пиджаке» от души колотит молотком, внимательно поглядывая на дирижера… А какие красавец-мэтр выдает мелодии на протяжении более чем полувека! Теперь понятно, где черпал вдохновение Жан Мишель Жарр для своих монументальных творений - «Кислорода» и «Магнитных полей»!!!
Качество записи – для частоты дискретизации 48 кГц очень хорошее. Многоканальный микс так же радует. Дорожка 5.1 Dolby Digital только в бонусном материале. DTS нет вообще. Временами на сабвуфер ложится тяжёлая нагрузка – хилый захлебнётся. Кстати, Макл Олдфил использует компьютер Apple Mac G4 1000 МГц (1.25 Гб памяти!) с операционной системой OS 9.2 и звуковую карту MOTU 828 Firewire с драйверами ASIO.
Бонус: два видео фрагмента с концертов: умиротворяющий и зажигательный, старые версии отдельных треков, дискография.
==================================================
По материалам публикаций автора в H&S