Искусственный интеллект наступает
Возможно, самая перспективная и передовая сфера современной науки – это искусственный интеллект. Всего за несколько лет системы, основанные на нем, прочно вошли в нашу жизнь. На их разработку выделяются миллиарды долларов, а создают их уже не только IT-гиганты вроде Гугла, Яндекса или Майл.ру, но и Сбербанк, Тинькофф и многие другие.
Искусственный интеллект (ИИ) развивается пугающе быстро. Его эволюция от примитивных форм до образцов, с трудом отличимых от человека, прошло всего несколько лет. Причем скорость совершенствования ИИ только растет. ИИ и компьютеры уже давно победили человека в шахматы и «Свою игру». Сегодня машины учатся рисовать (первая картина, написанная ИИ, была продана за 432 тысячи долларов), писать стихи и, не поверите, романы (один из них даже вошел в финал японской литературной премии). ИИ научился играть лучше человека в покер и самые популярные компьютерные игры. А то, что вытворяет ChatGPT и его товарищи просто феноменально.
Все это внушает одновременно и страх, и благоговение. Каким будет ИИ через 20 лет? А через 50? Воображение рисует апокалиптические картины. И прямо сейчас кажется, что компьютеры уже лучше нас, людей, практически во всем. Впрочем, у нас остается умение, до которого машинам еще (по крайней мере хочется в это верить) далеко – это креативность.
Креативность как главный soft skill
Мало у кого возникают проблемы с пониманием того, что такое креативность. Мы все знаем, что под этим понимают умение творчески мыслить и находить нестандартные решения имеющихся проблем. В узком смысле, креативность – это умение создавать новые идеи.
Во всех исследованиях ученые и эксперты, футуристы и визионеры отмечают, что именно творческие способности человека – это главный ингредиент успеха в современном мире. Неудивительно, что на эту тему ежегодно выпускаются десятки книг по всему миру, а количество статей – и вовсе не поддается подсчету.
И одновременно это один из самых востребованных навыков со стороны работодателей. Высшая школа экономика проанализировала десятки тысяч вакансий, размещенных на иностранных сайтах поиска работы, и составила рейтинг из 10 самых актуальных «гибких компетенций». В тройке лидеров, как и ожидалось, креативность.
Всегда ли нужна креативность?
Вы отметили «да»? Подавляющее большинство сначала моментально дает положительный ответ на этот вопрос, а немного подумав, понимает, что она нужна, но далеко не всегда. Вряд ли кто-то из нас хочет, чтобы хирург сделал нам креативный надрез во время операции (может в форме цветка?). Есть ситуации, где нужно действовать строго в соответствии с имеющимися правилами, где любое отклонение от стандарта чревато губительными последствиями.
Иногда нужно просто выполнить строгий алгоритм действий (так, например, поступают пилоты самолетов перед вылетом, последовательно проверяя работоспособность всех систем авиасудна).
Когда же нужна креативность? Когда что-то пошло не так, когда возникает ситуация неопределенности, когда старые методы не работают, когда требуется прорыв в какой-то области. Во время тех же операций очень часто возникают критические и нестандартные ситуации, которые не описаны в учебниках и о которых не рассказывают на курсах повышения квалификации. И именно в такой момент доктор должен проявить свои творческие способности и нестандартно решить возникшую проблему.
«Я не креативный от природы» или миф о таланте
Многие совершенно искренне убеждены, что одним творческие способности даются от рождения, а другим «медведь на креативное ухо наступил». Научные исследования последних десятилетий наглядно и раз за разом показывают, что это не так, что любые умения (в музыке, спорте, шахматах, танцах, изучении иностранных языков и т.п.) – это результат долгой (обычно многолетней) учебы, тренировки и практики.
Наш мозг настолько пластичен, что может меняться под воздействием упорной работы. Если мы старательно и долго учимся игре на скрипке или гитаре, то в нашем мозге увеличиваются участки, ответственные за пальцы левой руки, поскольку именно на левую руку выпадает самая сложная часть в игре на струнных инструментах. Если мы, как лондонские таксисты, годами учим расположение 50 тысяч улиц и различных объектов, то в мозге развивается участок, ответственный за пространственное мышление и запоминание. Развивается настолько, что становится намного больше, чем у людей, кто не затрудняет себе жизнь изучением расположения этих объектов. А самое интересное то, что когда эти таксисты уходят на пенсию, этот отдел мозга (гиппокамп) уменьшается до тех размеров, которые есть у обычного человека.
Главный вывод такой – всему можно научиться. Креативности в том числе. Как помочь развить ее у наших детей на школьных уроках? Об этом мы расскажем вам в следующем номере.
Врезка
8 книг о том, как стать более креативным
- «Рисовый штурм». Майкл Микалко
- «Взлом креатива». Майкл Микалко
- «Как юди думают». Дмитрий Чернышев
- «Кради как художник». Остин Клеон
- «Разрыв шаблона». Тина Силиг
- «Путь художника». Джулия Кэмерон
- «Гениально!» Эдвард де Боно
- «101 техника творческого решения проблем». Джеймс Хиггинс
Ещё больше интересных и полезных статей на нашем телеграм-канале!
#Креативность#Навык#Книги#ИИ#АлиханДинаев#ЧГПУ#Статья