Всем здравствуйте. Ваш ребенок произносит какие-то звуки, подражания, а потом раз и молчит. Спустя время произносит слова и потом вновь не говорит. Как же разорвать этот замкнутый круг🤔
В данной статье речь пойдет о нормотипичных детях ( без афазии), которые осваивают родной язык, но звуки и слова никак не устаканятся. Только мама услышала слово и поспешила за телефоном, как малыш вдруг перехотел повторять его вновь и в течение недели больше ниразу его не произнес. Как быть?
Сейчас я сделаю небольшое отступление и предложу вам поразмыслить: вы приехали в новую страну, где жители говорят "аньёнъ" ( "Привет" по-корейски). Если вы услышите это слово всего лишь раз, то вряд ли запомните, а вот если пару раз в день будете оказываться в ситуации, где это слово актуально, то запросто начнете повторять без "подсказки". Так и у малышей, как только они произнесли новый звук, слог или полноценное слово- нужно его закреплять в речи, чтобы оно не пропало. Чем чаще ребенок будет повторять, тем лучше этого слово отложится в памяти мозга и памяти "речевого аппарата". Одним словом, ребенку не придется долго искать нужную артикуляционную позу, чтобы произнести название чего-либо иди звукоподражание, ведь он многократно это повторял, а значит слово будет звучать "на автомате".
Кстати, этот процесс чем-то схож с поставкой и автоматизацией звуков, которыми занимается учитель-логопед. Мы сперва должны добиться четкого и красивого произношения, а затем этот звук закрепить в речи путем проговаривания многочисленных слов, фраз и предложений с этим трудным звуком. Тем самым мы доводим звук до автоматизма, чтобы ребенок произносил слово и не делал пауз, например "Робот, работа, роза, ирис"- мы автоматизируем "Р". И задача, чтобы ребенок на выдохе совершенно спокойно произносил слова, не выделяя сонорный звук ( Р), чтобы слово звучало как единое целое. Я люблю говорить "Слово должно звучать, как мелодия". Мои ученики меня понимают☝😊
Ну, а теперь вернемся к главному вопросу, как же ухватиться за новые звуки и слова и сохранить их в речи ребенка. Здесь всего 3 этапа:
1. Ведем ОБЯЗАТЕЛЬНО речевой дневник ребенка, фиксируя туда, что нового появилось и в каком возрасте.
2. Слоги и слова закрепляем через игры, где они будут уместны. Приведу пример, ребенок сказал "киса" или просто звукоподражание "мяу". Значит, чтобы не потерять это важное словечко, мы готовим пару игр и книг, где будет кошка. Варианты: рамка-вкладыш с домашними животными, водная раскраска или карточки Домана, балансир "Кошки мышки" , фигурки для ванной и т.д. Предлагая ребенку развивашки с кошкой, мы тем самым напоминаем и закрепляем новый звук-слово.
3. Закрепление слова через чтение. Прекрасный вариант! Сказка про "Репку" ( Мурка), стихотворение Агнии Барто "Грузовик":
Нет напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
Потешка "Киска"
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Добавьте немного юмора и ребенок с радостью будет повторять за вами звуки и слова лишь бы мама или папа вновь рассказали стихотворение или забавную потешку, обыгрывая сюжет при помощи любимых игрушек.
Вот и весь секрет, простая комбинация: услышали слово+ поиграли с малышом= закрепили слово👍
❗❗❗Важно. Не переборщите с процессом закрепления. Мамы нередко допускают такие ошибки:
- В процессе игры сразу пытаются снять ребенка на камеру, чтобы родственники поаплодировали. Но поверьте, ребенок вообще не захочет ничего за вами повторять. Скажу больше, камера, тыкающая в лицо, их сильно раздражает.
- Не нужно ходить целый день за ребенком и упрашивать его повторить это слово. Поиграли- получили и оставили ребенка в покое.
- Не занимайтесь дресстровкой "Скажи мяу, тогда дам шоколадку", "скажи мяу, тогда дам пульт". Ребенку это крайне не приятно, что каждый раз мама требует что-то взамен.
- Не повышайте голос и не ругайте ребенка, если после 20 раза "мяу" он больше не хочет произносить это слово🤪 А если серьезно, то должна быть мера, и если малыш отказывается пока вновь произносить новое словечко, то оставьте его в покое. Пусть займется своими делами, а потом попробуйте вновь и не показывайте ребенку, что вы злитесь или расстраиваетесь, что он так же чистенько и четко не произнес слово. Главное-не давить.
Была рада поделиться с вами этими важными моментами в работе над речью малыша. А у вас были такие моменты, когда ребенок радовал словами, а потом они терялись?