Найти тему
††Ищущи醆

Страсть новой Евы. Анджела Картер.



Странный постапокалиптический мир то ли реальный, то ли иллюзорный...
Здесь идет непрерывная война и льются реки крови.
Здесь обитают в пустыне «новые амазонки» - грозные жрицы культа многогрудой черной богини, умеющей превращать мужчин в женщин.
Здесь творит собственный новый язык безумный князь, многоженец и поэт.
Здесь блуждают в глуши кланы беспощадных юных воинов, уничтожающих все на своем пути, и обитает в таинственном стеклянном замке загадочная красавица-актриса.
И здесь блуждает, будто по кругам ада, случайно заброшенный в этот мир молодой англичанин Эвлин. Ему предстоит пережить безумные, дикие, невероятные кульбиты судьбы, каких он не мог представить себе даже в самых разнузданных снах...
________________________________

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа "страсть новой Евы", который я не могу назвать прекрасным или интересным произведением. Сразу хочу уточнить (так как это важно), что написанное мной ниже не является объективной критикой. Я не ставлю себе задачу искать глубокий смысл в предложенном писательнице тексте, в котором ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть скрытые (а иногда лежащие на поверхности) образы и отсылки к мифологии разных народов мира. Просто мне не понравилась ни подача, ни идея, ни её реализация.

Так бывает.

И еще одно важное уточнение перед тем, как я начну рассказывать про концепт романа - я не ханжа, и меня не пугают матерные и крепкие словечки в устах персонажа или в описаниях. Я обожаю работы Паланика, Буковски, я читал многих представителей так называемой контрлитературы, которые вызывают у меня искреннее восхищение их идеями и работами. Дело в том, что мне не понравилось одно конкретное произведение. Это. История получилась слишком размытой и многогранной. Картер попыталась уместить под одной обложкой слишком много идей, которые мешали сосредоточиться во время чтения на сюжете.

Из-за чего предложенная ей картинка мира про странный постапокалипсис, в котором люди продолжают жить как ни в чем небывало и дальше (а на первый взгляд все так и кажется. Самое начало романа вообще воспринимается как посредственная чернуха про то, как очередь парень после бурной ночи решил бросить свою "малышку", узнав про беременность, и скрыться в закате на поддержанном автомобиле. Ну согласитесь же, что звучит как "классика" подобных историй), и только потом, постепенно начинает выглядывать другая неприглядная картинка этой странной реальности.

Если вы ранее никогда не читали книги этой писательницы, то мне будет сложно объяснить её феномен. Прежде всего для понимания образов и идей, которые она предлагает в своих работах, вам нужно понимать её саму - она яркая представительница XX века среди английских писательниц. Она никогда не пыталась быть как все, её произведения полны яды и сатиры над обществом, она не боялась поднимать сложные и аморальные вопросы для того, чтобы про них начали говорить. Назвать её талантом я не могу.

В силу того, что не считаю её таковой. Но и я не живу в Англии. Не понимаю их менталитет и культуру. Только знаю, что у себя на Родине она считается культовой величиной, а её истории пользуются определенным успехом. Как человек, который утверждает, что у любой книги найдется свой читатель, я не склонен называть её плохой рассказчицей. Вот что-то, а словами она владеет превосходно. Просто не всегда этим почему-то пользуется, или слишком сильно увлекается постройкой сложных предложений.

Которые по отдельности еще воспринимаются нормально. Но когда ты читаешь это все вместе, то в голове просто каша из набор бессвязных образов и идей, которые кто-то решил назвать романом. В виде рекомендации я мог бы посоветовать вам попробовать "любовь" за авторством этой же женщины. Книга тоже сложная на восприятия, но не такая тяжелая в плане подачи. И если вдруг у вас появится желание попробовать что-нибудь еще, то обязательно попробуйте "адские машины". Я считаю эту работу одной из лучших не просто у писательницы, но и как произведение, вышедшее в XX веке.


Остальные произведения и работы, которые мне удалось найти и почитать, к сожалению, вызвали уже больше отрицательных эмоций. И "страсть новой Евы" не стала исключением.

Читать или нет? Решать только вам, друзья. Если вы любите сюрреализм чистой воды. Если вы готовы к погружению в пучину бессознательного, где непонятные образы плавно (а иногда и не очень) перетекают в другие символы, то вам, может быть, и понравится этот адский котел, который предлагает Картер. Я же удовлетворил свое любопытство, и уверенно заявляю, что к этой истории больше не вернусь.

Может быть я слишком глуп, чтобы понять всю глубину подобной работы, которой так восхищаются на Родине писательницы. Утешаю себя тем, что мы просто все разные. И что я не отношусь к любителям поиска глубокого смысла. Даже в тех произведениях, где эти самые идеи действительно были оставлены. Ну не нравится мне такое. Я предпочитаю думать, что синие шторы это просто синие шторы. А не подчеркивание депрессивного состояния персонажа, которое не может быть передано напрямую обычными словами, так как автор не такой как все.

Кстати говоря, это еще одна книга, которую я могу смело добавить в раздел "брошенная". Я не стал насиловать себя до самого финала, и прочитал примерно половину этого сюрреализма. После чего просто заглянул на последние страницы, чтобы иметь представление о том, каким видит финал писательница для своего героя. И отпустил роман с Богом. Спасибо, я не голодный. Не мои герои, не мой мир, не мой постапокалипсис, который обычно я употребляю с удовольствием, и прошу добавки.

И, пожалуй, последняя вставка перед тем, как перейти к самому сюжету - все книги писательницы идут с рейтингом +18. Потому что маты, сцены насилия (в том числе и морального), сексуальные сцены и многое другое. Так что не рекомендую читать это впечатлительным или неокрепшим читателям, которые не уверены в том, что действительно хотят увидеть такое на страницах книги : ) В остальном же решать только вам, друзья. Предлагаю пристегнуться, так как мы плавно переходим к самой мякотке - к анализу сюжета.

Я ранее уже упоминал с чего начинается сюжет, и сейчас предлагаю остановиться на этом чуть более подробно. Не переживайте, друзья, никаких спойлеров или сильных погружений в сюжет не будет. Я предпочитаю не выходить за рамки официальной аннотации, но просто именно первая сцена ПРЕКРАСНО характеризует главного героя и мое отношение к самому произведению в целом. Потому что хвалить я его явно не собираюсь.

Все начинается с очередного мажора и самоуверенного бычка, у которого хватает ума на то, чтобы заделать ребенка с очередной простушкой, которая поверила его красивой манере и умению грамотно стелить слова. Недаром говорят, что некоторые женщины любят ушами (тут бы я возразил, что скорее любят ушами не только женщины, но и мужчины. И подытожил бы мысль, что некоторые ЛЮДИ любят ушами. Без разделения на пол).

Разумеется, что его очередное любовное приключение не могло ничем кончиться кроме решения свалить в закат а ей предложить сделать аборт. С характерной для таких представителей "сильной половины" фразы о том, что она явно заслуживает лучшего (а когда он ей раздвигал ноги с целью "воссоединения их вселенных", то такие идеи ему в голову почему-то не приходили), и потому он не хочет ломать ей её будущее и жизнь. То, что аборт и такая ситуация уже говорят о том, что он успешно это сделал герой не замечает.

Я думаю, что первичный образ в голове уже закрепился, верно?

И вот теперь для понимания антуража и атмосферы - это еще не самый мерзкий и отвратительный персонаж, который будет на страницах книги. Сюжет будет бросать нас от одного маргинала к другому, так как писательница явно поставила себе задачу показать все краски этюда сразу. Не могу сказать, что они прямо какие-то монстры или чудовища. Просто мелочные эгоисты, думающие исключительно о себе, пользующеюся другими людьми без всякого сожаления, так как так устроен мир, и они не придумали правила.

Если задуматься, то они вообще жертвы, которые вынуждены существовать в таком жестоком и несправедливом мир. А потому осуждать их ни в коем случае нельзя! Нужно понять и войти в положение. А их жертвы сами виноваты в том, что позволяют обманывать себя, насиловать и быть использованными. Они могли быть как эти "гуманисты". Но вместо этого предпочитают быть жертвами. С одной стороны, определенное рациональное зерно тут есть, отрицать не буду (я не про обвинение жертвы в том, что она сама виновата. А скорее про постоянно ускользающую между пальцев мысль о том, что необходимо нести ответственность за свою жизнь).

Композиция книги построена из таких вещей как изнасилование, обманы, чернуха и прочая изнанка странного мира "будущего" (ну или правильнее будет сказать альтернативной реальности). Да, Картер не смакует и не описывает их во всех подробностях, как это было, например, в "диких мальчиках", но чувство мерзости меня не покидало. Потому что когда ты понимаешь причины используемого приема, то ты можешь хотя бы воспринимать это как шоковую терапию. А когда тебе просто тычут этим в лицо без объяснений.

Простите, но я не любитель подобного формата.

Автор пытается через призму своих персонажей и якобы фантастические начала (которые скорее похожи на сказку. Или даже воспаленный бред наркомана, который лежит в дешевом отеле под очередным приходом и пускает слюни, успешно намочив себе штаны) показать нам разницу между мужскими и женскими началом. На этом моменте будет заострено ОЧЕНЬ много сцен, и многие моменты будут сводиться к попытке осознать разницу между мужчиной и женщиной.

Простите, но сказать иначе без спойлеров я не смогу.

Поясню иначе - практически вся авторская мифология сводится к процессу создания жизни. Которая не возникает сама по себе, и которой требуются два начала. А как вы помните, в некоторых мифах разных народов были гермафродиты или другие сказочные создания, способные порождать жизнь. Ну или что-то в таком духе. И вот это все очень важно для предложенного писательницей концепта. То есть разрушенный мир, странные дикари и маргиналы, сцены насилия, издевок и садизма - все это грани одной монеты.

Идет попытка рассмотреть вопрос о том, кто такая женщина и кто такой мужчина. Что делает людей такими, какие они есть. И на этом моя попытка анализа текста заканчивается. Потому что, как я уже и упоминал ранее, все портится ИЗЛИШНЕ большим количеством разных символов и образов, к которым Картер постоянно возвращается. Ей видимо хотелось рассказать под обложкой одной работы сразу несколько мучавших её идей. За попытку хвалю, спору нет, что она проделала титаническую работу.

Просто реализация подкачала. А я не тот человек, который похвалит кого-то только за то, что он попытался что-то сделать. Да, я понимаю, что человек потратила свое время и силы на написание истории. Молодец, что дальше? Мной было потрачено время на то, чтобы познакомиться с работой, попытаться погрузиться в образы, и понять авторскую задумку. Так что я тоже потратил свое время и усилия. В таком случае мы оба молодцы? И я и Картер? Можно просто расходится по своим углам, верно?

Кроме уже упомянутых сюжетных пластов здесь очень много отсылок к американской культуре, что мне тоже далось с трудом: ) Очень сложно судить о произведении такого локального разлива, в котором нужно быть "своим" или иметь очень багаж культуры автора. Ни первым ни вторым я похвастаться не могу. Впрочем, это мои проблемы, и здесь я ничего не говорю против её творчества. Что касается мифологических начал, то решение было спорным. Многие образы я понял, так как увлекаюсь этой темой.

Скорее снова вопрос из разряда "зачем"?

Если говорить про описания и образы Картер, то это яркие вспышки эмоций. Необязательно только насилие и грязь (хотя этого здесь больше чем достаточно). Меня действительно смущает ощущение рваности повествования, словно я читал не цельное произведение, а какой-то набор разных глав, связанных между собой поисками тех самых начал, которые и были возложены на алтарь повествования. Вместе с персонажами, которые вызывали отвращение.

Какой я могу сделать для себя вывод - в общих чертах с темой работы я разобрался, но сама подача мне не понравилась. Да и поднятая ей тема не то, чтобы была мне близка. Предпочитаю оставаться в своем консервативном и "патриархальном" болоте с неверными ценностями, в которых мужчины стараются быть мужчинами, а женщины женщинами. Без разделения мира на "ну этим пускай только бабы занимаются. А я мужик, мне стыдно полы мыть". Это тоже крайности, только уже другой плоскости.

И они никак не связаны с темой книги.

Моя оценка? Два балла из пяти. Да простят меня поклонники творчества Картер, мне порой очень тяжело пробиваться через метаморфозы текста и постоянные изменения персонажей. Не мой формат, пожалуй. Но я благодарен писательнице за другие работы, которые также уже были упомянуты в отзыве. И спасибо вам, друзья, за то, что заглянули на огонек. Надеюсь, что вам было интересно.

Два балла из пяти.