Всероссийская ассамблея «Мастера Сибири» собрала в Каргатском районе Новосибирской области более 600 участников. Ремесленники, музыканты и артисты приехали в маленький городок со всей России. На небольшой поляне можно было встретить представителей разных народностей — настоящая концентрация пёстрых нарядов, традиционных песен и игр. Корреспонденты портала Om1.ru побывали на мероприятии, попробовали национальные блюда, увезли с собой соломенную куклу и чудом спаслись от ураганного ветра.
Накрыли поляну
Жители Новосибирска могли добраться до Каргата несколькими способами. Самым любознательным было предложено заранее подать заявку, чтобы оказаться в экскурсионном автобусе. Он довозил всех желающих до конечной точки, параллельно останавливаясь возле местных достопримечательностей. Другие же могли выбрать путь по железной дороге — на вокзале города Каргат их встречал трасфер, который шёл до Парка народных традиций «Хуторок».
Такая забота о гостях была проявлена организаторами мероприятия. Основным стал Новосибирский государственный областной Дом народного творчества. Именно благодаря усилиям специалистов учреждения в этом году ассамблея приобрела всероссийский характер. Мероприятие проводится во второй раз и в прошлом году носило статус межрегионального.
«Участие в ассамблее приняли более 500 человек. И это только участники, не считая гостей. Приехали делегации из Удмуртии, Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области, Омской области — со всех уголков России. Все они представляли разные народы. Нас «посетили» грузины, армяне, белорусы и даже немцы с корейцами», — рассказала порталу Om1.ru начальник отдела традиционной народной культуры и ремёсел Дома народного творчества Лариса Филатова.
На месте эстафетную палочку подхватили инициативные жители Каргата, которые объединились в общественную организацию под названием «Землячество». Активисты взяли на себя работу по оформлению площадки, провели информационную кампанию и решили организационные моменты, касающиеся непосредственно проведения ассамблеи.
«В Каргате, где проводится ассамблея «Мастера Сибири», нет ни водопада, ни золотого карьера. Здесь нет никаких достопримечательностей, не считая храма с золотыми куполами и Парка народных традиций. Поэтому мы и стараемся развивать его, создав площадку, которая могла бы стать местом притяжения людей», — заявил один из организаторов, известный земляк Александр Чубко.
Смешались в кучу кони, люди
Электричка выезжает из Новосибирска в 10:05 утра, добросив гостей мероприятия прямо до конечной станции — Каргат. Дорога заняла 2,5 часа, и, как замечают некоторые участники, этот путь показался им достаточно долгим. Далее — автобус, небольшая пешая прогулка — и перед зрителями разворачивается зелёная поляна, усыпанная палатками, деревянными домиками, сценами для выступлений и фотозонами. Их встречают ремесленники и мастера, певцы и актёры, представители различных культур со своими конкурсами и играми.
— Подходите кататься на наших деревянных лыжах! — призывает всех входящих женщина в цветном кокошнике, которая стоит на огромных деревяшках, перетянутых резиной.
— Мастер-класс по гончарному искусству! — слышится с другой стороны.
— Попробуйте наши пирожки с ливером! — раздаётся ещё один голос.
Атмосфера ярмарки и всеобщего веселья сразу захватывает в свой водоворот. Гости не успевают осматривать все развлечения. Здесь и дефиле в традиционных костюмах, и ремесленные мастер-классы, марафон сказочников, гастрономическая локация, театрализованные представления… Усложняет передвижения прогулка шутов на ходулях и собственное «дефиле» коней с улыбающимися детьми в седле.
Однако, если присмотреться внимательно, то не все развлечения организованы только ради развлечений. Некоторые мастера соревнуются друг с другом в реальном времени. Так, на мероприятии проходил конкурс на изготовление изделий в «режиме офлайн», состязание на создание скульптур из дерева, пленэр художников.
Чувашское радушие
Прогулка по поляне неизменно приведёт гостей на «чувашскую землю». Узнать эту делегацию достаточно просто — на столах блюда, подписанные странными и неузнаваемыми названиями, в руках единственного мужчины — гармонь, на лицах каждого участника — гостеприимная улыбка. Эта делегация приехала на ассамблею из села Чуваши, которое находится в Северном районе Новосибирской области.
Национальные чувашские лакомства сильно отличаются от привычной для нас еды. Гости ассамблеи попробовали шаратан (колбасное изделие), хуплу (мучное блюдо с мясной начинкой), пуремеч (пирог с картофелем), кукаль (пирожок с мясом) и другие национальные угощения. Радушные чувашские хозяйки не только потчевали прохожих, но и делились рецептами и хитростями по приготовлению блюд.
— Берите пирожки! В начинке мясо свиное, картофель, сало и лук! — зазывают гуляющих чуваши.
Многие жители села в реальной жизни продолжают следовать традициям прадедов. Так, они устраивают национальные праздники, на которых готовят особые блюда. Сохраняют и распространяют культуру среди детей, внуков, а вот теперь и гостей ярмарки. Пробуешь хуплу — национальное чувашское блюдо, а тебе — «Тутлӑ апат!» — приятного аппетита на чувашском. Много звучных слов узнаешь, пока общаешься с чувашской делегацией. «Савани» переводиться как привет, «Рахмат» — спасибо, а «Эпӗ сана юрататӑп» — я тебя люблю.
Чуваши зазывают к себе песнями, танцами и игрой на гармони. В мелодии переплетаются русские народные и чувашские мотивы. Они заставляют людей вокруг пританцовывать и подпевать гармонисту Коле. Он же не только играет на музыкальном инструменте, но и рассказывает истории из жизни своего народа, делится личными переживаниями и озвучивает присказки на родном чувашском языке.
— Дома-то мы, конечно, говорим на русском. А как иначе, если жена у меня русская. Тут никаких компромиссов, — то ли жалуется, то ли хвастается гармонист Коля.
Чуваши — гостеприимный и радушный народ. От них уйти без подарков невозможно. На своей площадке они проводят народные чувашские игры, призывая детей и взрослых бегать вокруг стула с соломенной куклой ручной работы, пирожком с мясом или петушком на палочке. Правила простые — музыка останавливается, и самый проворный должен присвоить себе награду.
Апокалипсис по-каргатски
Долго играть с гостеприимными чувашами не получилось. Через два часа после начала праздника на поляне поднялся ураганный ветер. Небо заполонили тучи, предупреждая о скором «апокалипсисе». Участники ассамблеи и гости праздника пытались удержать улетающие палатки, спасти все выложенные на прилавок товары, успеть собраться до начала ливня и найти укрытие.
Буквально за несколько минут поляну размыло стенным дождем. Делегации в спешке загрузились в автобусы, маршрутки и покинули место фестиваля. Организаторы объявили, что ждать продолжения бессмысленно, программа прерывается на самом интересном месте.
«Мы решили не продолжать мероприятие, потому что считаем, что оно всё равно состоялось. Было торжественное открытие, мастера показали свои изделия, приступили к конкурсной программе. Итоги мы подведём онлайн, ремесленникам нужно будет закончить свою работу и снять видеообзор», — пояснила нам Лариса Филатова.
История коллектива из села Чуваши
За уехавшими маршрутками отправилась и незаконченная история гармониста Коли и чувашей из Северного района. Но корреспонденты портала Om1.ru смогли найти сбежавших с поляны участников, которые рассказали, что «забыло» село Чуваши в Новосибирской области.
«Около 150 лет назад одна семья переселенцев из Чебоксар остановилась в Новосибирской области. От них и начинается наша история. Все эти годы чувашские традиции и культура бережно хранятся, мы помним свои корни и стараемся собираться каждый национальный праздник», — объяснила член делегации Ольга Андриенко.
Работники клуба в селе создали музыкальный кружок чувашской песни и каждый год проводят мероприятия по сохранению культуры. Язык понемногу забывается из-за ухода старшего поколения, но его пытаются перенести потомкам хотя бы через песни.
Идея создания такого коллектива подразумевает память о корнях. Взрослые вспоминают детство, пробуя национальные блюда. В голове возникает образ родных бабушек, которые всегда угощали внуков традиционной едой, пели на чувашском колыбельные и рассказывали сказки.
«Раньше почему-то стеснялись этого языка. Умалчивали принадлежность к чувашской культуре. Сейчас, наоборот, нужно его показывать, рассказывать о нём, чтобы люди помнили, чтобы дошло и до наших детей», — подметила Ольга Андриенко.
После появления коллектива в национальном календаре села возникли чуклеме (праздник урожая), манкун (чувашская пасха). Торжества сопровождаются языческими обрядами и играми.
По словам Андриенко, на ассамблее «Мастера Сибири» чувашей представляла только их делегация. Именно поэтому участники приезжают сюда каждый год — в этом месте они желанные гости.
Место притяжения людей
Культуры народов России колоритны и уникальны — именно это хотели продемонстрировать организаторы ассамблеи. Несмотря на то, что на изучение народов Сибири, Кавказа и Европейской России у гостей было всего два часа, мероприятие успело подарить каждому частичку чужой культуры. В следующем году, по словам Ларисы Филатовой, ассамблея состоится вновь. Однако организаторы подумают над тем, чем заменить тряпичные палатки.
Стали свидетелем происшествия, чего-то необычного или хотите рассказать свою историю? Обращайтесь к нам в редакцию по номеру +7 (993) 003–35–87 (Telegram, WhatsApp).
Также подписывайтесь на наши соцсети: Telegram, Дзен, ВКонтакте, Одноклассники.
Читайте также на портале Om1.ru
Сибирячка приготовила удон из крапивы на фестивале локальной кухни