Вот мы и добрались до просвещённого периода нашей истории, когда паровозы и пароходы стали бороздить просторы планеты. Однако Крайний север и Антарктида всё ещё надёжно хранили свои секреты. Но на рубеже 19-20 веков появилось немало смельчаков, готовых исследовать эти необъятные и суровые просторы.
К концу 19 века было много попыток достичь Северного полюса, но все они были неудачными. Было так же и много теорий относительно того, что же из себя представляет пространство в близи Северного полюса. Например, была теория, что на протяжении полярного дня в районе Северного полюса существует открытое море, позволяющее судам спокойно в нём плавать, а на зиму оно замерзает. Поэтому все попытки покорить Северный полюс осуществлялись на специально подготовленных кораблях.
Согласно другой теории, все тёплые океанские течения: Гольфстрим и Куросио сходятся в точке Северного полюса, где тёплая вода, охлаждаясь погружается в пучину и следует обратно к экватору. Согласно природе конвекции здесь всё логично. Поэтому первая серьёзная попытка достичь Северного полюса была предпринята в 1879 году под началом лейтенанта Джорджа Делонга на барке «Жанетта». Экспедиция закончилась плохо. Из 32 человек команды погибло 19. Корабль был раздавлен во льдах и затонул. Через несколько лет (в 1884 году) остатки вещей той экспедиции найдут у берегов Гренландии.
И тут-то и появляется наш главный герой. Фритьоф Нансен. Норвежец, красавец, спортсмен (чуть не сказал, комсомолец))), меткий стрелок и вообще любитель всего северного. В 27 лет самостоятельно на лыжах пересёк ледник Гренландии, чем поставил мировой рекорд переходов на лыжах.
И тут до него доходит: если остатки «Жанетты» и экспедиции Делонга нашли у Гренландии, хотя своё путешествие они начали в Чукотском море, значит дрейфом льда их перенесло через Северный полюс на другую сторону Северного Ледовитого океана. Дрейф льдов подчиняется морским течениям и теперь, чтобы достичь Северного полюса, достаточно того, чтобы судно было затёрто во льдах в районе Новосибирских островов, а всё остальное сделает дрейф ледника. На Северный полюс корабль доставят льды с комфортом.
Такая идея завладела Нансеном, даже кушать не мог. Вскоре он заказал специальный корабль, который мог бы противостоять льдам Арктики и стал готовиться к экспедиции. Корабль был усиленной конструкции, способный противостоять сильному давлению льда на корпус, и построен таким образом, что его днище было округлым как яйцо. При такой конструкции корпуса лёд не ломает корабль, а просто выдавливает его на поверхность без всяких повреждений.
Нансен уже плавал в морях вокруг Гренландии в качестве молодого матроса - разнорабочего на судне тюленепромышленной компании «Викинг» и уже имел опыт плавания в северных широтах, поэтому готовился к экспедиции не абы как, но основательно. В 1893 году на воду было спущено судно, выполненное по спецзаказу для Нансена. Супруга Нансена окрестила его «Фрамом» (что означает «Вперёд»). «Фрам» имел на борту 8 шлюпок, в том числе 2 баркаса с палубами и парусным снаряжением. В случае гибели судна весь экипаж мог разместиться в этих баркасах и продолжить экспедицию. Так же в том числе было 4 китобойных вельбота, прам (плот) и моторный катер.
Командовать «Фрамом» был назначен Отто Нейман Свердруп. Всех членов экспедиции Нансен набирал сам из 600 претендентов - норвежцев (экспедиция была сугубо норвежской). Всего команда насчитывала 13 человек, среди которых был Фредерик Ялмар Йохансен — кочегар и метеоролог, лейтенант запаса норвежской армии, тоже спортсмен - люжник. Будущий напарник Нансена по пешему переходу. Он согласился идти кочегаром за неимением другой вакансии.
«Фрам» отплыл 24 июня 1893 года из залива Пипервика от виллы Нансена «Готхоб» в Люсакере. Экспедицию провожали бурно с триумфом. В последнем норвежском порту вся команда пустилась в загул, после чего, на утро на ногах было только три человека: сам Нансен, капитан Свердруп и помошник капитана Скот-Хансен, которые едва управились со швартовами, чтобы выйти в плавание.
20 сентября «Фрам» достиг Новосибирских островов, как и было запланировано, где 5 октября встал в дрейф во льдах. На борту был смонтирован ветрогенератор, что позволяло с комфортом дрейфовать во льдах. Единственной проблемой на тот момент являлась скука. Экипаж, как мог, развлекал себя. Устраивали шабаши вокруг корабля, любовались северным сиянием, один из членов экипажа - гимнаст, давал представления на льду, крутил сальто и т.п. Выпускали юмористическую рукописную газету. Впрочем, всё скоро скатилось до азартных игр и подмешивание друг другу в пиво отходов жизнедеятельности.
Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° СШ, двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. Нансен опасался, что, если скорость дрейфа будет постоянной, на пересечение полярного бассейна понадобится не менее 5—6 лет (зато с комфортом). В этот период было сделано замечательное открытие: на месте мелководного Полярного бассейна обнаружился океан глубиной до 3850 м. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.
Выяснилось, что морские течения отклоняются от направления на Северный полюс кориолисовой силой. Таким образом течения не сходятся в точке над Северным полюсом, но движутся как бы по кругу, образуя своеобразный гигантский водоворот.
14 марта 1895 года на трёх нартах Нансен и Йохансен выступили в поход. Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры. После многочисленных измерений пройденного пути норвежский путешественник пришёл к выводу, что льды дрейфуют против их движения, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние. Они как бы встали на беговую дорожку, в среднем преодолевая всего от 13 до 17 км в день. Слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13′36′′ СШ, они повернули к мысу Флигели, поставив рекорд достижению самой северной широты. Прежний был 86°13′24′′, то есть они оказались севернее предыдущих исследователей на 12′′ (370 м). А до Северного полюса оставалось около 400 км.
Для них всё закончилось благополучно. Нансен и Йохансен пешком и на каяках добрались до Земли Франца-Иосифа, где 17 июня 1896 года были подобраны экспедицией Фредерика Джексона, который с 1894 года находился на мысе Флора.
«Фрам» всё это время благополучно дрейфовал, хотя команда начала скатываться к откровенному пьянству, а судовой доктор стал колоться морфином. Но несмотря на это 3 июня «Фрам» окончательно освободился изо льда и встал на плаву. Переход в Норвегию осуществлялся при попутном ветре, скорость судна временами достигала 9 узлов. Ночью 20 августа «Фрам» бросил якорь в Скьёрвё (ныне Шервёй), где Свердруп узнал о возвращении Нансена неделю назад. В полном составе экспедиция воссоединилась в Тромсё в 16:00 23 августа 1896 года после 17 месяцев разлуки.
Хотя Северный полюс не был покорён, но было сделано много открытий, касательно морских течений и дрейфа льдов, которыми пользуются и наши современники. Был открыт глубоководный океан в районе Северного полюса, таким образом развеян миф об открытой воде, наличия земли или островов на Северном полюсе. И как утверждал сам Нансен, был открыт отличный способ передвижения по льдам на нартах с собаками, хотя наши соотечественники уже более века (вспомним Беринга) пользовались таким транспортом.
Больше попыток покорить Северный полюс Ф.Нансен не предпринимал, но надолго стал самым авторитетным человеком в области исследований в крайних полярных широтах.