Это статья про сопротивление Клиента "излечению". Этот коварный процесс распознают по факту нарушения договоренностей в терапевтическом альянсе между Психологом и Клиентом.
Серьезная тема, поскольку и Психологу, и Клиенту еще на берегу следует тщательно проговорить условия соглашения (терапевтический контракт) перед совместной работой. Давайте предположим, что контракт заключили, мишени терапии расставили и торжественно тронулись в путь.
И вот здесь сразу позвольте разрушить миф, который витает по поводу настроения в этом психологическом походе. Еще больше мифов по поводу сотрудничества с Психологом можно найти ЗДЕСЬ.
Итак, обещала разрушить миф, разрушаю. Психолог не может сразу обойти внутренние защиты подсознания. Потребуется не одна сессия, чтобы понять обеим сторонам, что подсознание ЗАЩИЩАЕТСЯ и не пускает идти во внутреннюю боль человека, в АД, который тот когда - то тот пережил.
Психологическая сессия - это не прогулка на пикник, это МИССИЯ, отважная экспедиция. Можно сравнить со знаменитым походом хоббита Фродо в эпицентр ада - Мордор на горе Ордуин (из книги английского писателя и лингвиста Джона Толкина, "Властелин Колец").
Понятие сопротивления ввел основатель психоанализа З.Фрейд: "Нет более сильного впечатления от сопротивлений в ходе аналитической работы, чем от силы, которая всеми средствами противится выздоровлению и стремится сохранить болезнь и страдание".
Сопротивление изменениям опасно тем, что Клиент уходит от цели излечения в иллюзию. Этот феномен можно часто наблюдать в повседневности по следующим высказываниям: «Бьет – значит любит», «Мне не повезло родиться в бедности», «Кому я нужна такая», «Я устал, сил нет». Про синдром спасателя более подробно писала здесь.
Важной частью договора на сотрудничество Психолога и Клиента является информированность и добровольное участие Клиента в процессе. Согласно этому правилу, Клиент напрямую говорит о своих чувствах, мыслях, воспоминаниях. Все является ценным для психотерапии, независимо, считает это ли таковым Клиент.
Одним из ярких примеров сопротивления является реакция Клиента на события, когда угроза, по мнению Клиента, исходит со стороны внешних факторов. Внутренняя неготовность Клиента реагировать адаптивно приводит к защитным реакциями через негатив:
- Критика, недовольство результатом (сейчас часто пишут отзывы в сеть) или наоборот, невнимательность, отсутствие интереса к процессу
- Опоздания, пропуски, отказ от беседы, побег из кабинета, из онлайн-сессии, отказ от запланированной встречи меньше, чем за 6 часов, отказ от оплаты, требование кредита, скидки, бесплатной сессии или консультации по телефону.
- Предъявление неразумных требований к Психологу (например: требования стерильности и белого халата)
- Склонность спорить, использование скепсиса, сарказма, черного юмора в адрес Психолога, высказывание негативного отношения к психологии или длительные и непродуктивные беседы на философские темы
Полный список вариация сопротивления (внешних и внутренних) можно прочитать в моем блоге здесь: "Сопротивление и как его распознать"
Если какой – то из вариантов сопротивления кажется Вам знакомым – это уже большой результат. Осознание, отслеживание, наблюдение за собой являются значимыми действиями на пути к установлению продуктивного сотрудничества с Психологом. Работа с материалом сопротивления – преимущество, как для Клиента, так и для Психолога. Волшебной таблетки, чтобы найти себя нет.
ДЕлитесь своими мыслями, сомневаетесь ли в успехе совместной работы с Психологом и почему.
Бережно настраиваю, психолог Давлетова Татьяна