Найти тему
Евгений Ермилов

Генералы - тоже люди... Часть1. Объективные причины ротации.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В комментариях ко мне обращаются читатели с просьбой пояснить ситуацию с отстранением от командования 58 Армией генерала Ивана Попова, а от командования 106 дивизии ВДВ генерала Владимира Селивёрстова.

Лично или опосредованно с этими должностными лицами - не знаком, но зная определённые механизмы принятия решений в Вооружённых силах могу сделать некоторые предположения.

Считаю необходимым поделиться своими соображениями на сей счёт, дабы внести лепту в «сбивание» той волны истерии, которая наблюдается сегодня на страницах новостных изданий.

Как всегда это бывает, причины отстранений высших офицеров могут носить объективный и субъективный характер.

При этом мы сразу отметём в сторону крайне популярную сегодня версию о том, что отстранение генералов связано с внутриведомственными интригами и банальной ревностью со стороны руководства ВС РФ. Этот вариант сегодня слишком раздут и слишком активно навязывается российскому обществу. Думаю, что это неспроста и слишком очевидна цель этого.

При всём моём достаточно критичном отношении к МО РФ есть ощущение, что нас как баранов на верёвке тащат к бунту против руководства Армии и государства.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ.

1. Системная некомпетентность.

Специальная военная операция кардинальным образом отличается от всех предыдущих вооружённых конфликтов как ХХ, так и ХХI века.

Известная поговорка о том, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне, - это не поговорка и не присказка. Это чистая правда.

Планы обучения в Академии ГШ ВС РФ строятся на основе опыта предыдущих конфликтов. Периодически, как правило после окончания, в них вносятся коррективы с учётом последних войн и локальных операций.

И здесь кроется определённая опасность в подготовке слушателей Академии.

Дело в том, что генералы на отлично изучающие, зазубривающие в учебном заведении опыт предыдущих войн, становятся заложниками своих знаний. В своих суждениях в процессе обучения они становятся крайне догматичными, что в свою очередь, естественно, поощряется преподавательским составом.

Действительно, любой преподаватель – это человек с устоявшимися взглядами на правила ведения войн, на способы и методы достижения военного успеха.

Слушатели, старательно изучая предлагаемый им материал, убеждают тем самым преподавателей в их правоте, получают за это отличные оценки и сами того не понимая становятся в войсках проводниками уже устаревших, мало применимых в современных условиях, правил ведения боевых действий.

В случае, если уже в войсках кто-то будет указывать им на неэффективность принимаемых решений, они вполне справедливо и обоснованно будут ссылаться на те знания, которые были заложены в их головы в стенах самого авторитетного военного ВУЗа.

-2

В то же время, крепкий троечник, обучаясь военному искусству, в силу того, что что-то не выучил, что-то не понял, что-то пропустил, способен к импровизации, к поиску нестандартных решений военных задач.

Для него знания, выдаваемые профессоро-преподавательским составом, не являются аксиомой (он их попросту не усвоил). Троечник постоянно находится в поиске оптимального решения своими силами, вырабатывает свои, зачастую очень нестандартные, походы.

Это не проблема нынешней российской системы военного образования. Это проблема ЛЮБОГО военного образования, ВО ВСЕХ странах мира.

Именно поэтому война и полезна для Вооружённых сил: она открывает новые таланты, выдвигает наверх людей, умеющих мыслить не стандартно, парадоксально. Что и приводит в конечном итоге к успеху.

Эти новые Суворовы и Жуковы тоже будут актуальны до поры до времени. Лет через 20-30, когда получат своё развитие новые системы вооружения, начнут массово применятся беспилотные системы, когда область противостояния полностью переместится в киберпространство, в космос, - они, с их уникальным сегодня опытом, тоже устареют.

Но при этом в том, грядущем времени, уже их опыт давно минувших дней, станут декларировать как единственно правильный и будут его преподавать в академиях как догму.

В происходящем – нет ничьей вины. Технологическая революция, а вместе с ней и военная наука сейчас шагают вперёд семимильными шагами. И абсолютно все за ними не поспевают.

Это в Древнем мире, оружие, приёмы боя эволюционировали крайне медленно, что позволяло целым поколениям сражаться по одним и тем же правилам.

Думаю, что в силу этих причин, многие высокие командиры и начальники (с отличием закончившие Академию ГШ) в нынешнем вооружённом конфликте со всем их багажом знаний, теоретическими выкладками и практическими наработками становятся не эффективными.

В эту когорту, на мой субъективный взгляд, нынче вошёл и Начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов. Он, безусловно, талантливый руководитель, идеолог и практик создания компактной российской Армии по западному образцу, которая ДОКАЗАЛА свою эффективность с 2008 по 2022 годы.

Доказала и больше не актуальна.

-3

ВСЁ, СТРАНИЦА ВОЕННОЙ НАУКИ ПЕРЕВЁРНУТА. А учиться воевать заново Валерий Васильевич, скорее всего в силу возраста и состояния здоровья, уже не сможет. Но общую тенденцию он уловил однозначно.

По-видимому, с этим связано то, что Герасимов в последнее время, чувствуя потенциал нового поколения военных руководителей, активно продвигает наверх целую плеяду молодых, перспективных военноначальников.

Теперь необходимо создавать симбиоз массовых Вооружённых сил времён СССР и компактной высокотехнологичной Армии начала ХХI века. При этом - увязывать реформу с кардинальными изменениями в Боевых уставах, в порядке и способах применения новых систем вооружения.

Сегодня на свалку неактуальной военной истории уходят не отдельные учебники, а целые тома, библиотеки знаний, которые становятся не просто бесполезными, но и вредными в условиях новых войн.

Не влезая в подробности заметим, что одним из наиболее талантливых полководцев СВО оказался Командующий ВКС Сергей Суровикин.

Человек, закончивший Омское высшее общевойсковое командное училище, вдруг прекрасно показал себя осуществляя руководство межвидовой группировкой войск, а также авиацией и ПВО по своей штатной должности!

Парадокс?

Не думаю. Это следствие того, что он не был зашорен в рамках программы обучения по лётной тематике. ВКС для него – нечто новое в военной карьере, поэтому он был вынужден импровизировать, искать новые способы боевого применения и взаимодействия. Положительный итог – очевиден.

-4

Излагаемая мною точка зрения совсем не означает, что все двоечники и посредственные курсанты со временем станут гениальными полководцами. Нет.

Главное условие формирования талантливого полководца – отсутствие догматизма в суждениях, готовность к экспромту, оправданному риску.

Сочетание несочетаемых вещей: авантюризма и точного расчёта.

Поэтому не факт, что все генералы, в том числе и те, кто показывал отличные результаты в Сирии, в условиях СВО способны грамотно организовать боевые действия своих соединений, объединений.

Списывать их в утиль?

Ни в коем случае. Они могут найти себе другую область применения, где их опыт и наработки пригодятся и раскроются наилучшим образом.

Косвенно это подтверждает тот, факт, что генерал Иван Попов направлен в Сирию. Значит там – он эффективен, в зоне СВО – не очень.

В дальнейшем, при наличии активного желания генералов, они способны стать эффективными военными руководителями на современном поле боя.

Но для этого им надо переступить через себя, самим выбить из-под своих ног ту опору, на которой они все эти годы строили свой авторитет, отказаться от тех принципов, которые долгие годы внедряли в подчинённых войсках.

Особенно трудно сегодня командирам ВДВ. Происходящее на полях СВО, то, как используют в вооружённом конфликте части и соединения ВДВ – полностью, абсолютно идёт в разрез с прописанным порядком боевого применения крылатой пехоты.

ВДВ сейчас используют как высокомобильную, качественно подготовленную пехоту.

Где массированная выброска войск, захваты плацдармов и стратегических объектов в глубине обороны противника, рейды по тылам врага?

Нет этого. Такая тактика сопряжена с большим риском высоких потерь как в ходе выброски, так и при автономных действиях в тылу противника. И если СССР – был готов к таким жертвам среди своих лучших солдат, то современная Россия не может себе позволить такую расточительность в отношении качественно подготовленного человеческого ресурса.

Общество не поймёт и не примет не обоснованных массовых жертв среди личного состава.

-5

Начинать самообучение «с нуля», или почти «с нуля» - очень сложно.

В годы Великой Отечественной войны многие советские полководцы сумели сделать это. Например, тот же самый Георгий Жуков, Иван Конев, Константин Рокоссовский.

А некоторые так и не сумели перестроиться. Семён Будённый, Клим Ворошилов.

2.Отстранённые генералы просто не видели всей картины происходящего в целом.

Требуя для себя что-то, они не понимали, что вооружения и военная техника, боеприпасы, личный состав могут остро требоваться старшему начальнику в другом месте: на участках наступления, для формирования новых соединений Ленинградского военного округа в целях купирования угрозы от НАТО из Финляндии, для поставки их в братскую Белоруссию, для усиления частей на Дальнем Востоке, для, для, для…

Стратегическая, даже геополитическая игра и расстановка сил им из окопа не видна. Да они, в принципе, и не должны её видеть.

Армия зиждется на строгой субординации, беспрекословном подчинении, единоначалии. Каждый знает только то, что должен знать. Ни больше, ни меньше.

Вместо того, чтобы довериться принимаемым военным руководством страны решениям, некоторые генералы подобно достаточно компетентным диванным экспертам на всю страну принялись рассуждать об ошибках, просчётах, начали жаловаться личному составу на обиды и предательства.

И при этом, если они не наивные мальчики, должны были понимать, что их обращения обязательно утекут за пределы подчинённых соединений и объединений. Опять «пригожовщина» ?!

-6

3.Тотальная нехватка командиров в нижнем и среднем звене управления.

Эта проблема приводит к тому, что генералы вынуждены практически жить на передовой, выполняя не свойственные им функции командира взвода, роты, батальона.

Ликвидация большого количества военных ВУЗов в рамках концепции малой профессиональной Армии, привела к тому, что сегодня, в условиях роста количества войск, младших и средних офицеров катастрофически не хватает.

Новая поросль командиров учится «на ходу». Не всегда успешно, есть много ошибок и недопониманий замысла старшего начальника.

Селекция молодых командиров идёт на фронте жёстко, зачастую жестоко. Но таковы реалии этой войны и реформы Армии по ходу боевых действий.

В результате кадрового голода среди офицерского состава наши генералы измотаны и не всегда способны уделять достаточно времени выполнению обязанностей по занимаемой должности.

Продолжение следует...