Найти тему

Влияние матери на репродуктивный потенциал дочери. Часть 2

В первой части статьи рассмотрены основы научного обоснования того, как род и родители влияют генетически на нашу психику, а также основные моменты, как отношения с матерью могут повлиять на женское здоровье.

Во второй части описаны типы так называемых семейных триад — «мама-папа-ребенок» — и как они влияют на женщину. Также рассмотрено то, как можно диагностировать «тонкие места» во взаимоотношениях матери и дочери с помощью расстановочной практики.

Типы семейных систем

Если рассматривать более глубинные причины, нужно обратиться к возрасту 3,4-6 лет – возрасту эдипового комплекса, когда у нас впервые закладывается модель половых отношений и восприятия себя как девочки. Большое влияние на нас оказывает то, как были выстроены отношения в родительской семье в этот период.

Рассмотрим основные типы семейной системы "мама-папа-ребенок", которые могут сложиться, и как это влияет на женскую репродуктивную систему:

Тип семейной системы 1. Отец не поддерживает коммуникацию. Мать не поддерживает коммуникацию. Ребенок в эмоциональном плане один на один с собой. Все трое смотрят в разных направлениях. Человек из такой семьи не умеет коммуницировать, не может сказать «нет», хочет угодить всем. Неумение сказать нет, т.е. отстоять свои права и границы голосом приводит или к мужскому стилю поведения (агрессия, борьба), либо к соматизации (к заболеваниям). По сути, данная ситуация означает «Невозможность иметь семейный очаг» и может программировать проблему с правой грудью (для женщины-правши) (конфликт семейного очага), эндометриоз (конфликт «мой дом где-то в другом месте»), проблемы с созданием домашнего очага, чувства одиночества в паре.

Тип семейной системы 2. Ребенок сильно связан с матерью и отцом. Мать тесно связана с отцом. Казалось бы, все хорошо. Но! Связи между каждым членом семьи здесь чрезмерно сильны. Им никто не нужен кроме их троих, потеряно общением с миром. Это приводит к отсутствию доверия, подозрениям. Формируется убеждение «Мир мне не нужен, мне и так хорошо. Я постоянно нуждаюсь в помощи членов семьи, чтобы выжить». Здесь мы видим прямое слияние с матерью, о чем говорилось выше.

Тип семейной системы 3. Принижение роли матери. Мать изолирована. Отец связан с ребенком. В данной системе мать не воспринимается, не может участвовать в воспитании ребенка. В дальнейшем значение матери будет ничтожно, у девочки не будет к ней уважения (сознательно или бессознательно). Девочка включает свой «мужской мозг». Она похожа на мальчика, похожа на своего отца. Каждый аспект, связанный с женственностью, является биологически конфликтным, что может создать женские проблемы (проблемы с месячными, яичниками, грудью). Негативный образ к матери формирует у дочери недостаток внимания к собственном телу.

Тип семейной системы 4. Принижение роли отца. Ребенок общается с матерью. Ребенок не общается с отцом. Отец не общается с матерью, изолирован. Девочка в такой семье находится в тесной паре со своей матерью (бессознательная гомосексуальность). Она является «продолжением» своей матери и не может достичь собственной женственности. Она будет искать послушного мужчину, который не сможет разрушить пару мать/дочь. Этот мужчина всегда будет «преуменьшаться», происходит нарушение ролей в паре, что также может привести к проблемам в зачатием собственных детей.

Тип семейной системы 5. Ребенок не общается ни с матерью, ни с отцом. Мать и отец между собой общаются хорошо. Родители инфантильны. Мы рассматривали этот сценарий ранее. Мать не показывает материнского типа поведения, что может привести к негативная идентификация себя по отношению к женственности, к телу. Ребенок рано взрослеет, становится ответственным. Его молодость украдена, поэтому он может попытаться восстановить ее во взрослом возрасте посредством игр: его может привлекать казино, компьютерные игры и т.д. Ребенок не имеет своего места: приводит к инфекциям мочеиспускательного канала и/или внематочной беременности, либо к эндометриозу. Ребенок чувствует, что от него отказались, поэтому он позже будет испытывать трудности в том, чтобы быть родителем, что программирует: «Я не хочу ребенка», может сделать его бесплодным.

Тип семейной системы 6. Мать и отец хотят развестись. Ребенок общается и с отцом, и с матерью. Ребенок будет мостом между родителями, связью между ними. Усугубление – когда один из родителей использует ребенка, чтобы удержать другого. Формируется установка «Я не знаю, как приносить людям счастье!» Ребенок разрывается на части: станет нерешительным, также может формировать бисексуальность (сознательно или подсознательно) – отсюда сложности в отношениях с противоположным полом, идентификации себя как девочки (проблемы с женским здоровьем).

Тип семейной системы 7. Отец как посредник общения с матерью. Ребенок общается с отцом. Отец общается с матерью. Ребенок не общается с матерью. Отец – связующее звено, что приводит к идеализации отца. Отец рассматривает дочь как невесту, формируя вражду мать/дочь. В этом случае мать будет вести себя как альфа-самка (главная самка). Ее дочь будет находиться под ее доминированием. Альфа-самка единственная, кто может продолжать род. Если дочь беременна, она должна избавиться о ребенка посредством аборта или выкидыша.

Тип семейной системы 8. Мать как посредник общения с отцом. Ребенок общается с матерью. Мать общается с отцом. Отец не общается с ребенком. Мать – связующее звено. Ребенок обязан проходить через нее, чтобы получить доступ к отцу, что создает идеализацию матери. В пубертатный период девочка будет хотеть контактировать с мужчинами своего возраста, но это запрещено. Единственный незапрещенный контакт – изнасилование.

Образ матери в расстановочных практиках

Диагностика психологического образа себя в родительской семье может быть проведена с помощью метода расстановок. Преимущества этого подхода также в том, что одновременно мы можем сделать и гармонизацию этих отношений, выстроить правильный порядок и закрепить этот образ в своей психике.

Для диагностики даже не обязательно использовать заместителей. Достаточно использовать медитативную расстановку, то есть представление образов в голове с обозначением местоположения каждого из них. Задача: формулируем запрос (что волнует здесь и сейчас), закрываем глаза и представляем себя и свою мать.

Рассмотрим ситуации, которые наиболее часто встречаются в расстановках. И какие здесь возможны ситуации, почему так бывает:

  1. Мать стоит перед дочерью спереди, смотрит на дочь. Это говорит о том, что мать находится в восприятии дочери не на своем месте (место матери за левым плечом дочери-правши). Это может говорить о то, что, по мнению дочери (сознательному или бессознательному), мать закрывает дочери путь в свою жизнь, пытается ее от чего-то уберечь либо прожить за нее сложные ситуации, не дает ей стать самостоятельной женщиной, что может приводить к проблемам с женственностью или бесплодию.
  2. Мать за дочерью слева. Верная позиция. Важно ощутить, какое чувство поднимается, когда мать стоит на этом месте. Если негативные чувства, нужно разбираться, что именно их вызывает.
  3. Мать за дочерью справа. Мать стоит на месте отца. Это может говорить о том, что в глазах дочери мать слишком мужественная, выполняет роль отца, защищает ее от внешнего мира. Нужно понять, не переняла ли дочь ту же позицию от матери, проявляет ли женственность?
  4. Мать выглядит меньше дочери. Это может свидетельствовать о том, что в глазах дочери мать как ребенок, она инфантильна, и у дочери уже символически есть ребенок.
  5. Мать не смотрит на дочь. Это может говорить о том, что между дочерью и матерью нет диалога, мать занята своими проблемами, ее энергия направлена на что-то другое, а не на дочь. Может происходить блокировка энергии для продолжения рода.
  6. Дочь смотрит назад на мать. Это может говорить о том, что дочь застряла в какой-то ситуации, связанной с матерью.
  7. Мать стоит за дочерью сзади далеко. Дочь не хочет соединяться с матерью, отрицает ее влияние и роль, не принимает ее энергию для продолжения рода.
  8. Мать справа от дочери. Мать в глазах дочери занимает место партнера (мужа). Место для мужа занято.
  9. Мать слева от дочери. Мать в глазах дочери как сестра или подруга. Нет поддержки матери, нарушена иерархия в роде, может быть нарушен поток энергии по женскому роду. Также это может говорить о подсознательном нежелании принимать роль материнства.
  10. Нет образа матери. Это может говорить о полном энергетическом разрыве с матерью. Дочь не чувствует ее энергии, женская энергия не поступает.
  11. Мать сливается с образом бабушки или кого-то еще. Это говорит о превалировании архетипа матери в роду над образом конкретно своей матери. В подсознании дочери может застрять какая-то ситуация из жизни предков, связанная с материнством вообще или с тем образом, который перекрывает роль собственной матери.

Что же делать? Основное, что нужно сделать – это пройти сепарацию от матери. Это не значит, что нужно перестать общаться или заботиться, это значит внутренне отсоединиться от материнской «пуповины», жить своим умом и эмоциями. Первый шаг в этом – осознание, признание и принятие в себе тех программ и моделей поведения, которые есть в нас.

Методы сепарации могут быть различными: расстановки, медитации, сознательное изменение поведения, письменные практики, арт-практики. Главное – желание.