Здравствуйте, дорогие товарищи и граждане антисоветчики! Давно собираюсь поговорить о данном сериале (всё времени нет), очередном "шедевре" на самом деле, но, есть в нём особенность!
Нет, сюжет, антисоветчина, всё, как полагается, ничего необычного в картине нет, так-то, но! Помимо всякой несуразицы, порой попадаются моменты, когда, как мне прям навязчиво казалось, видно: консультант картины сумел отстоять свою позицию! Особенно это заметно в психологических моментах, в том, как бы поступали диверсанты на самом деле! А не как любят показывать в фильмах, т.е. достаточно жёстко, по законам военного времени... ладно, по порядку!
Думаю, сюжет и описывать не стоит, так, если вкратце: перед войной готовили группу диверсантов (покажут нам в основном историю главной героини), в саму войну они выполняли опасные задания в тылу противника... после Победы, герой снова получил приказ, - "Отчистить Ленинград от бандитов, путём их истребления"
Некая помесь сериалов "Ликвидация" и "Слепой" - ничего нового. В конце "герой" сходит с ума, не выполняет приказ, и собирается убить... Абакумова! За что? Банально: в начале войны у героя гибнет от бомбёжки семья... и герой, боевой офицер, разведчик и диверсант (по сериалу, вообще, не разберёшь, где именно они служили? и диверсанты, и разведчики, и контрразведка, и НКВД) винит во всём почему-то Абакумова! Странно, что не Сталина, но всё равно! В том, что немцы убили семью, виноваты не враги, Абакумов! Ну, типа, - не поверили разведданным о начале войны... обычные штампы.
Хотя подобный сюжетный ход мне неясен! В чём интрига? Ведь мы знаем, что Абакумова не убили на улице (расстрелян после смерти Сталина), следовательно, интриги нет! Надо было вымышленного генерала какого-то вводить! Впрочем, о чём это я? Я бы ещё размечтался, чтобы снимали с историческими данными и логикой!
Короче, недостатков, штампов и прочего много! Разберём некоторые из них, затем, про работу консультанта, да?
Первое, что раздражает - это героиня, которая по сюжету училась до войны в спецшколе НКВД (или контрразведки? Они совсем путают эти, разные ведомства!), она - профессионал, она - офицер, она - выполняла сложнейшие задания в тылу врага, она - была на допросах врага и далее по списку! Т.е. надо понимать психологические качества такой дамы! Действительно, подобные женщины в войну были! Да и сейчас, думаю, есть... Но! Она, диверсант-разведчик, не раз за фильм спрашивает (когда ей дают приказ), - "А моего мнения никто не спрашивает?"
Конечно, нет!
Ты - боевой офицер, более того - разведчик! Более того - военное время! Кончено, твоего мнения никто не спрашивает, и военный человек, офицер, такого бы не уточняла никогда! Получила приказ, ответила - "Есть!" - Какое мнение в армии может быть, если уже получен приказ? Они, приказы, не обсуждаются, они - выполняются! Особенно в военное время.
Потом раздражает работа милиции после войны, якобы не хотели работать, искать щипачей... это Ленинград после войны, это не 90 -е годы! - такое мнение у меня было не раз при просмотре! Ленинградская милиция проявила себя крайне положительно и в войну, и после! И показывать МВД в таком свете - это осквернять память героев!
Для примера, пришла заявительница, - "У меня деньги на рынке украли из сумочки!" - где именно украли, видели, кто украл? - Нет, я не знаю точно, я никого не видела, домой пришла денег нет! Идите ищите вора! - и как он его должен найти? Оно и сегодня при таких обстоятельствах, с камерами и прочим, вряд ли кто-то найдёт ваши деньги, ибо в ближайшей урне кошелёк скинется, наличка заберётся... и ищи ветра в поле! А тогда, тем более!
В сериале "флешбеки", много их, это когда в основной ветке повествования включаются вставки из прошлого. И в таком прошлом, герой инсценирует гибель героини, вручает ей новые документы (в конце войны). Зачем?
Ох... это просто сцена высшего пилотажа! Где-то под Берлином (или в нём), посреди белого дня, идут колонны наших войск, едут автомобили, невзирая на это, два бойца РККА хватают немку и тащат её в развалины, на глазах у тысяч товарищей, ноо всем всё равно! И только героиня, заступается за немку, простреливает ногу злодею...
Господи... за подобное, потащи они немку в развалины при свидетелях, их бы тут же, у этих развалин и расстреляли! Не суть...
Оказывается, героиня прострелила ногу племяннику какого-то генерала, и теперь тот требует её ареста! А герой, даже прикрываясь именем Абакумова, не может защитить подчинённую! Получается лишь "отпросить" её на время важной операции, после которой и меняет ей личность... чтобы ту не заарестовали.
И снова в голове - это не 90 -е годы! Если бы в 45-ом, офицер СМЕРШа прострелила ногу племяннику генерала, когда тот собирался взять силой немку, никто бы её не заарестовал! А если бы генерал настоял, то уверяю, этот генерал, под ручку со своим племянником, на пару поскакали бы вприпрыжку в штрафбат!
Подобных моментов - море! Например, про мышь... это в Ленинграде, почти сразу после блокады! Родственница героини испугалась мыши! Ленинградка, блокадная, испугалась маленькой мыши в квартире... гениально! Что может быть глупее? Может! Они ловят эту мышь, сажают в банку и кормят её хлебом! В Ленинграде, где только что зверствовал голод, где от грызунов натерпелись люди, где хлеб поистине был святым! Они сажают в банку мышку, и кормят её этим хлебом... ну тут без слов просто! Это без мата не скажешь, что в голове было у того, кто писал сценарий?!..
Дальше круче! Героиня и её родственница (не по крови), они были замужем за братьями, коих обоих убили (мужей)... и приходит к ним некая женщина "риелторша" (коих тогда не было, это к слову), с неким мужиком, и заявляет - теперь здесь будет жить он! Три дня вам, чтоб съехать! Квартира же государственная, на мужа была записана, а он погиб...
Это не 90 - е годы! Это сталинское, послевоенное время! Тогда все квартиры были государственными! Они, две женщины, там прописаны! Героиня - трудоустроена на хорошем месте (редакция), её родственница беременна, она имеет справку! Кого вы собрались выселять и куда?! Да ещё за три дня?! Да и в 90 - е, если квартира муниципальная (не приватизирована), а жилец в ней прописан, да ещё и платит за соцнайм - попробуй его высели! А в то время - это невозможно было совсем! Вот никак невозможно...
И потом, так-то после войны в Ленинград абы кого не пускали, это раз! Два - там так-то осталось много свободного жилья было... но нет! Мужика надо поселить в квартиру, где живут официально две добропорядочные женщины, одна из которых беременна! И беременна она от недавно убитого мужа, очень уважаемого врача! Вы в своём уме такое писать в сценарии?
Действительно, когда ограничение на въезд в Ленинград было снято, люди возвращались из эвакуации и нередко обнаруживали, что их квартира прошлая занята... но, во-первых, им давали другое жильё (его тогда хватало, несложно догадаться почему), во-вторых, - они были в эвакуации, потому их дома и заняли! Но когда у вас по факту живут там женщины, кто ж их выселит?! Подселить, теоретически, если большая квартира, ещё могли! Хотя опять же, маловероятно, тысячи квартир пустовали... а выселить - это невероятно! Совсем.
В общем, несуразицы хватает! Перечислять можно долго и долго! Ладно, ещё один момент...
Без хорошего немца не обошлось! По сюжету героиня встречалась до войны с немецким студентом, но теперь он стал офицером СС, точно рассмотреть не получилось звание, вроде штурмбанфюрер, причём по фильму ясно: он - пытает людей!
Тут нацист приходит, видит избитую бывшую любовь, знает, что она диверсант, предлагает сотрудничать с немцами, та в отказ, он собирается уходить, и вдруг..!!.. разворачивается, убивает из "Парабела" двух своих солдат, хватает диверсантку и вывозит её к линии фронта! Что ставит нелепость момента в куб? Шпионка предлагает ему, типа, - пошли со мной, будешь сотрудничать с нами! На что вражина отвечает, нечто вроде - "я не предатель!" - Ахахахах! А кто ты?! Ты только что, из-за советской диверсантки, зная, что она - диверсант, убил двух солдат СС, ты, зная, что она обладает секретной информацией о твоих войсках, помогаешь ей бежать с этой информацией! Но, ты - не предатель! Ну, он стреляется потом.
Казалось бы, - обычная тягомотина, антисоветчина и банальщина! С чего я вдруг решил писать за этот сериал?
Собственно, ответ в заголовке! При всех ужасных и непростительных недостатках сценария, есть там моменты, которые просто показывают, что у фильма-таки были консультанты, и время от времени, видимо, им удавалось внести свою лепту! К сожалению, не во всём!
- Особенно это касается психологических моментов войны... пример?
Во время обучения в спецшколе, героиню заставляют драться с целой толпой солдат, здоровых мужиков! Я уже думаю, - "Ну сейчас, хрупкая девушка всех отметелит, невзирая на свой малый вес и ура!" - нет! Тут редкое, приятное удивление, естественно, мужики, толпой её избивают! Что немудрено, какой бы крутой не была, а они, мужики, больше тебя в разы, и их много!
Они бы её добили, но командир кричит - не сдавайся! И девица, при помощи обломанного черенка от лопаты, всё-таки побеждает! Ну вот это, когда женщина, прошедшая спецподготовку, вступает в бой с обычными, неподготовленными бойцами при помощи подручных средств (как Джеки Чан), тоже, конечно, банально, НО! В это ещё, хотя бы можно как-то поверить! Т.е. противники с голыми руками, нападают, она с палкой, которой хорошо умеет пользоваться в качестве оружия, их побеждает! Вот здесь фантастики нет! Как это было в "Хищнике", когда здорового пришельца в боевых супер-доспехах, весом под 300 кг, индейка весом в 50 кг сбивает с ног...
И подобных моментов не так мало, когда ты ждёшь штампа, банальности, а сюжет поворачивается в более реальную сторону, словно консультант костьми лёг, но настоял на своём!
Особенно это касается психологических моментов, как я уже упоминал, т.е. в сериале есть сцены, где диверсанты поступают так, как они поступили бы в военное время в жизни! А не как в набитых фильмах, типа "Диверсанта"... например, они идут на опасное задание, а тут немцы стреляют наших, мирных, женщина - давай вмешаемся! Командир - не имеем права! Вот, в жизни оно было бы именно так... как бы это жестоко не являлось, шла тотальная война, и диверсант, получив приказ важнейший, не имел права его нарушить...
Подобное и с убийством своего, когда они десантируются в тыл врага, а один боец неудачно приземляется, идти не может! "Купола" немцы видели, бегут искать, боец сам идти не может, тащить его, по очереди, что предлагает героиня - невозможно! Нагонят... боец раненный говорит, - "идите, я их задержу, потом взорву себя или застрелюсь!" Но командир, подбадривая его, внезапно убивает... героиня же спрашивает, мол, - "Зачем?! Он же мог их задержать!" На что командир, совершенно правильно, хоть и жестоко это, хоть и жутко для обывателя, говорит, - "Нельзя! его могут контузить, его могут обхитрить, он может побояться взорваться, а он - знает нашу задачу! Гестапо пытать умеет, мы не имеем пара рисковать!"
Вот это - совершенная правда! Так бы оно было в войну, так оно было бы и сегодня, так оно будет и завтра! Это - война! и она очень и очень жестокая. И у командира ж спрашивают, типа, - а если кого из нас ранят, ты тоже убьёшь? Он честно отвечает - да! И приказываю: если ранят меня, вы должны убить и меня! У нас приказ и мы обязаны выполнить его любой ценой, даже если всем придётся погибнуть!
Вот в такие моменты сериала, прям можно аплодировать стоя! За то, что показали действительность, именно жесточайшую правду войны! Как бы себя вели (и вели) диверсанты во вражеском тылу! А не как у нас любят показывать, сглаживая углы, как в упомянутом выше "Диверсанте" с Галкиным... здесь верю! Тут Паламарчук (актёр главной роли) истинно ведёт себя, как командир диверсионного отряда!
Подобных моментов, кстати, немало! Когда диверсанты ведут себя так, как они бы вели себя в жизни! Если бы ещё героиня, в противовес Паламарчуку, вела себя, как диверсант, а не как розовая дама, которая прошла через спецшколу, войну, но задаёт глупые вопросы, типа, - "Моего мнения никто не спрашивает?" - и не строила бы из себя мать Терезу, было бы, вообще, шикарно!
Поэтому вот меня сериал и зацепил, вроде бы обычная штамповка, антисоветчина, какой хватает в стране, в то же время есть моменты сильные, и достаточно верные, которые рвут эти шаблоны сглаживания углов, там как - внедряться в банду, надо стрелять в милиционеров своих, и стрелять по правде! А не как любят у нас показывать, - "Подстроили убийство милиционера, чтобы бандиты герою поверили!" - бандиты ж наивные такие, не могут отличить, по-настоящему их подельник ведёт бой с "врагами" или постановочно... поэтому, повторюсь, жестокая правда в сериале на удивление есть! Если бы ещё героиня играла, как её командир, Паламарчук, а не как "уточка", то получилась бы достаточно сильная картина...
Но, к сожалению, глупостей в сериале хоть отбавляй! И достойные моменты, в частности, сильнейшая игра Дмитрия Паламарчука, они в болоте штампов и "дырявого" сценария затираются.... ну, напоследок ещё один пример глупости, которая меня давно раздражает (кто меня читает, те знают).
Да! Это моменты, где Берия командует Абакумовым... в 47-ом году, когда он, Лаврентий Палыч, был на ядерном проекте и, в принципе, даже при большом желании, в дела МГБ и милиции не мог лезть! Там же шло строительство городов закрытых, он всем руководил, строительством городов этих, Арзамас, Челябинск-40 и пр. Он в Москве то и не бывал! По воспоминаниям, он уставший был настолько, что ему было не до чего! Да вот, с той же антисоветской Википедии воспоминания одни:
"Берия тогда был совсем не таким, каким сегодня изображают. Весь замученный, не выспавшийся, с красными глазами, с мешками под глазами, в задрипанном плаще, не очень богатом. Работа, работа, работа. На нас, красавиц, даже не глядел. В первый день приехал, вышел из машины и попу трёт: «Какие у вас паршивые дороги!» На другой день приходит – хромает: лёг спать, а под ним сетка провалилась кроватная. И никого за это не посадили. А потом однажды сдавали в соцгородке… Ведь Челябинск-40 — это посёлки Татыш и Течь, старинные русские поселения, между ними сколько-то километров. И вот на Течи сдают первый деревянный театр. Все съехались: расконвоированные заключённые, заключённые под конвоем, ИТР, охрана, Музруков и Берия собственной персоной. Его шофёр дремлет, а задрипанный плащ Берии, тот же самый, в котором он первый раз приезжал, лежит в машине. Торжества кончились, Берия возвращается к машине, а плаща нет, подрезал кто-то. И тоже никого не посадили. Такое впечатление, что ему там вообще было на всё наплевать, кроме работы"
И устал уже повторять: Берия не командовал Абакумовым! НИ-КОГ-ДА! Абакумов был начальником другого ведомства, и подчинялся лично, напрямую и только напрямую Сталину! И ведомства эти - НКВД и Контрразведка, начиная с войны, были адекватно конкурирующими! И опять же, в 47-ом году (с 46-го по 51-ый), главным чекистом, министром МГБ - был именно Абакумов! А Берия руководил ядерным проектом СССР! Ну, это я придираюсь, оно, как обычно такие "мелочи".
Это ж в умах антисоветчиков только, Берия как сел в кресло министра НКВД (позднее МГБ) в 38 - ом, так до 53 - го там и просидел! НЕТ! Как раз Абакумов был министром в 47-ом! Почему в наших фильмах постоянно допускают эту непростительную ошибку? Ну, кроме антисоветчины и незнания истории? Думаю, просто Абакумова, почему-то путают с Меркуловым, который действительно был человеком Берии...