Не секрет, что подход в образовании академических и эстрадных певцов до сих пор отличается. Современная музыка не стоит на месте, а с ней и исследования в области современного вокала и подхода в обучении, когда как академические певцы учатся петь по старинке. Давайте разберем, чего же не хватает оперным певцам во время обучения, в отличие от эстрадников!
За последние годы в эстрадной вокальной среде всё популярнее становится обучение по EVT и CVT методам. Даже известнейший метод пения «в речевой позиции» Сета Риггса уходит на второй план, не говоря уже о старой классической вокальной школе.
Estill voice training (EVT) – это метод работы с голосом, основанный на современных научных исследованиях. Его разработала американская певица и педагог Jo Estill (1921 – 2010). Метод базируется на научных исследованиях голосового аппарата посредством ларингоскопии и анатомически разбирает работу каждой структуры голоса. Проще говоря, EVT объясняет, чем и как двигать, и при этом не передавить, чтобы сделать тот или иной звук. То есть вокалист, в первую очередь, учится управлять своими мышцами.
Метод Complete Voice Training (CVT) был основан датской певицей и исследователем голоса Cathrine Sadoline (Кэтрин Садолин). Он так же основан на научных исследованиях, но имеет некоторые отличия от EVT.
Но эта статья не о том, чтобы сравнивать эти методы. Я хочу сказать, что многие вокальные педагоги (в том числе и я) уже используют эти современные методы в своей работе. А в некоторых музыкальных заведениях мира EVT включили как обязательный предмет не только у эстрадников, но и у оперных певцов.
Так почему в российской академической школе вокала до сих пор пользуются устаревшими методами: бельканто, школой резонансного пения; а многие педагоги консерваторий в своей работе используют множество метафор, сравнений, а также прием «подражания» (а ведь не всегда голос у педагога звучит идеально)?
Неоспоримо, что кому-то больше подходит объяснение «представь, что ты проглотил шарик», а кому-то нужно конкретно показать и сказать «опусти корень языка», при этом подробно разобрать, как работает та или иная мышца в нашем теле.
Конечно, работы Дмитриева и Морозова имеют огромный вес, и не стоит их недооценивать. Но наука не стоит на месте, и с появлением видео стробоскопии (когда врач может заглянуть в твою глотку и посмотреть работу всех мышц), так же и меняется подход в преподавании.
Я за то, чтобы подход в обучении был комплексным и в академическом вокале тоже. Чтобы педагог мог объяснить любой звук образно, научно, мышечно, показать наглядно. Ведь порой не хватает какого-то одного-двух пазлов, чтобы звучать красиво, удобно и легко.
А вы что думаете по этому поводу? Напишите в комментариях!