Сейчас исполнение музыки и ее запись на бумаге или экране неразрывно связаны. Но в какой момент человек пришел к необходимости зафиксировать звучащую музыку?
В этой статье мы обратимся к исследованиям археологов, лингвистов и историков, чтобы выяснить, кто придумал нотную грамоту, когда она появилась и как развивалась, в какой момент пришла к привычному нам виду и как без нее обходились раньше.
Как музыканты разных времен обходились без нот?
Ноты сопровождали музыкантов далеко не всегда. Долгое время устная форма передачи информации была почти единственной. И даже с развитием письменности еще долго оставалась основной.
Современный человек с ранних лет привыкает писать и читать. Всю жизнь нас сопровождают буквы, цифры, надписи. Нет необходимости запоминать большое количество информации наизусть. Да и возможности нет! Информации стало слишком много. Но даже двести, триста лет назад человек мог без труда держать в памяти крупные фрагменты текста и раз за разом воспроизводить их. Все потому, что он привыкал делать так с самого детства.
Поэты и певцы Древнего мира, Античности, Средневековья и даже эпохи Возрождения могли часами исполнять огромные поэмы и романы, на ходу с легкостью изменять сюжет, добавлять новые детали и исключать ненужные. Поток информации был гораздо слабее нынешнего, поэтому творец мог уделять много внимания каждому произведению.
Интересно, что только в XIII веке в Европе появляются стихи, предназначенные именно для чтения, а не пения или мелодекламации. До этого любой стих исполнялся так или иначе нараспев. Причем пение было вспомогательным элементом, внимание слушателя должно было быть сосредоточено на тексте.
Таким образом, записанного для пения текста было вполне достаточно. Исполнитель просто облекал этот текст в любую нужную ему мелодию.
Древний мир и Античность: первые попытки записать музыку
Хурритские гимны
В середине XX века при раскопках в Сирии были найдены глиняные таблички, созданные примерно в 1400-1200 годах до н.э., с записанными на них гимнами. Там же были некие символы, которые исследователи истолковали как музыкальную нотацию. Французский лингвист Эммануэль Ларош в своих исследованиях утверждает, что таблички являются древнейшим свидетельством использования символов для записи музыки. Сегодня существует расшифровка этих мелодий и текстов, есть даже аудио- и видеозаписи с попытками их исполнения.
Гимны написаны на хурритском языке (хурриты — далекие предки армян). Помимо стихов и нот таблички содержат указания по настройке лиры для сопровождения пения и даже лады («тональности»), в которых нужно исполнять гимны. Это исключительный пример, и не только для Древнего мира: следующие найденные археологами ноты, в которых прямо указан рекомендуемый инструмент, датируются концом XIV века нашей эры.
Запись исполнения одного из гимнов
Эпитафия Сейкила
Археолог Уильям Рэмзи в 1883 году в Турции обнаружил мраморную колонну с высеченной на ней надписью. На колонне, которую исследователи относят к первой половине II века до н. э., написаны два стиха, один из них сопровожден нотацией. В отличие от хурритских табличек, к этим нотам даже добавлены ритмические знаки (подобное встречается только на предметах, более чем на тысячу лет младше)!
Оба случая иллюстрируют процесс культурного перехода от Древнего мира к Античности. Нематериальное искусство перестало быть уделом духовной и религиозной сферы, а светская культура в целом начала развиваться более активно и разнообразно.
Развитие нотной записи в эпоху Средневековья
После падения Римской империи европейская культура несколько столетий находилась в состоянии упадка. Традиция исполнения музыки не прерывалась в этот период, но информация о ней сохранилась только в виде текстов, упоминаний и изображений музыкальных инструментов, описаний разных форм музицирования. «Темные века» (с V по VIII вв.) оставили после себя крайне скудное наследие, недостаточное для полноценного исследования. Начиная с IX века данных становится значительно больше.
Невменная нотация
Около 840 года был создан манускрипт с текстами григорианских песнопений, на одной из страниц которого впервые появились так называемые невмы — вид ранней европейской нотной записи. Они представляли собой несложные графические символы: прямые и изогнутые линии, точки и росчерки. Невмы указывали на примерное движение мелодии, их расшифровка давала исполнителю право на интерпретацию, но в рамках строгой традиции церковного пения.
Одна из главных трудностей в обращении с невмами проявлялась тогда, когда нужно было записать музыку для более чем одного голоса. Средневековые авторы находили свои способы, правда, результат их труда был более понятен им самим, чем нам с вами.
Появление нотного стана
Латинская буквенная нотация, как часть наследия античной культуры, в IX веке продолжала использоваться. Многие составители сборников григорианской музыки считали ее более удобной, особенно вкупе с прототипом нотного стана, который для записи невм использовали гораздо реже.
Итальянский монах и музыкальный теоретик Гвидо Аретинский (ок. 990 — 1036), вопреки расхожему мнению, не изобретал нотный стан! Как видите, подобие стана уже использовалось задолго до него. Реформаторство Гвидо заключается в том, что он соотнес названия и буквенное обозначение каждой ноты с высотой их звучания. Даруя нотам имена, Гвидо опирался на текст созданного двумя веками ранее гимна святому Иоанну, выбирая первые слоги строк. Каждая из них начинала распеваться на тон выше, чем предыдущая. Позже слог Ut был заменен на более удобный Do.
«Квадратная» нотация
Отрывок гимна, приведенный на картинке выше, записан не в оригинальной невменной нотации, а в сформировавшейся позднее так называемой «квадратной». Трудно сказать, в какой именно момент нотация приняла такой вид. Для примера приведем фрагмент записи гимна Хильдегарды Бингенской «О, Вечный Господь», созданный в XII веке. Он иллюстрирует плавность перехода от невменной нотации к квадратной.
Квадратная нотация уже не оставляет разночтений в отношении высоты того или иного звука, но все еще не решает проблему однозначности прочтения ритма. Впрочем, для европейской музыки XIII века это и не было особой проблемой: музыка тогда все еще предполагала большое участие музыканта-исполнителя как сокомпозитора.
Готическая (мензуральная) нотация
В начале XIV века развитие многоголосной музыки все больше утверждает европейских композиторов и исполнителей в мыслях о том, что свобода ритма при прочтении квадратной нотации — проблема, которую нужно решать.
Реформаторами почти одновременно стали Филипп де Витри (французский католический епископ, композитор, теоретик музыки) и Маркетто Падуанский (итальянский теоретик музыки, композитор). Считается, что им принадлежит идея создания нотации, которая будет способна передать точную ритмику. Такая нотная запись получила название готической или мензуральной, то есть выверенной.
Кодекс Rossi — один из первых манускриптов, записанный с применением готической нотации. Он содержит первые примеры светской музыки на итальянском языке. Обратите внимание на наличие шпилей над головками нот — они позволили определить точную продолжительность каждого звука.
Эпохи Ренессанса и Барокко: становление современной нотной записи
Консорт
Типичный для XVI века состав ансамбля из трех-пяти инструментов одного рода, но разной высоты (например, состоящий из виол разной тесситуры) или разновысотных голосов стали называть словом «консорт». Партии в это время все еще записывали отдельно друг от друга.
До XV века включительно словом «тенор» чаще всего обозначался основной голос инструмента или солиста, вокруг которого выстраивалась музыкальная ткань. С наступлением Развитого Ренессанса для распределения голосов или инструментов по высоте окончательно утвердились названия «дискант», «альт» и «бас».
Партитура
Несмотря на популярность консортов, смешанные ансамбли в XVI веке оставались востребованными и позже выросли в прототип оркестра, сейчас это называется «ансамбль солистов». В середине XVII века состав из 10-15 разных инструментов стал характерным явлением. Написание музыки для него требовало объединения партий в партитуру.
В XVII веке ноты обрели их современный вид. После этого появлялись новые детали, но основа уже не менялась.
Табулатуры
Отдельно стоит упомянуть развитие в эпоху Возрождения так называемой табулатуры — вида нотации, где автор указывает не высоту ноты, а лад, который нужно зажать. Естественно, записывали табулатуры в основном для грифовых щипковых инструментов. В современном мире табулатуры тоже чаще всего создают для гитары и электрогитары. Гитаристам по многим причинам читать табы бывает удобнее, чем ноты.
Нотация в XVIII-XIX веках: термины и символы
В эпохи Классицизма и Романтизма происходит рост не только размеров оркестров, но и арсенала средств музыкальной выразительности. Теперь отдельно звучащий инструмент может быть и очень тихим, и очень громким, темпы могут изменяться постепенно, а выражения вроде «блестяще», «певуче» или «экспрессивно» часто встречаются на страницах партитур.
Теперь композитор всевластен, а каждый нюанс произведения предписан. Громкость, способ извлечения звука и состав инструментов — партитуры пестрят символами для уточнения каждой детали.
Камерная музыка, написанная для небольших ансамблей, в этот период также не оставляла исполнителю широкого простора для творчества. Если не сам композитор, то редактор перед изданием добивался максимальной детализации.
XX век: поиск и эксперименты
Во второй половине XX века многие композиторы вновь дают свободу исполнителю, предоставляя лишь схему исполнения произведения. Этот жанр называется «алеаторика» и для него характерна так называемая графическая партитура. В ней указаны некоторые и примерные аспекты звучания. Детали музыкант додумывает сам, часто уже в процессе игры.
Нередко партитура может быть целиком записана в виде графики.
Корнелиус Кардью — «Трактат» (1963-67 гг., фрагмент). Будучи не самым радикальным примером графической партитуры, произведение требует от музыкантов внимания к деталям, а от слушателя — терпения. Фото: https://ru.pinterest.com
Таким образом, европейская нотация прошла большой путь и вернулась примерно к точке отсчета. Совместив античную буквенную и григорианскую невменную нотации, композиторы утвердили сначала высоту ноты, затем ее продолжительность, соединили партии в партитуру, добавили в нее термины и расширили состав оркестра. В конце концов экспериментаторы отказались от классической нотации в пользу такой же абстрактной, как и невменная, но на новый лад.
Изобретение графической нотации было последним очевидным новшеством в истории развития нотной записи. На данный момент в рамках академической школы нет необходимости в поиске новых форм нотации, а деятельность ее последователей сосредоточена в других областях.
Автор: Юрий Посыпанов
#музклассы_история #музклассы