Найти в Дзене
Libertà

«БАССЕЙН» ПЕНЕЛОПА - ЖЕРТВА ИЛИ ПРОВОКАТОР? ПАМЯТИ ДЖЕЙН БИРКИН

Фильм Жака Дере «Бассейн» всегда пребывает в моей «золотой коллекции» потому, что всякий раз нахожу новые грани характеров героев, оцениваю по-новому самих героев, их поступки, недосказанность фраз. На этот раз решила пересмотреть фильм из-за неповторимой Джейн Биркин, которая ушла из жизни буквально на днях. Женщина-подросток, порочная красота которой восхищает меня, прекрасно сыграла юную Пенелопу, «истинную дочь своего отца», как отозвалась о ней Марианна (Роми Шнайдер). Я привыкла видеть в Пенелопе провокатора, девушку, в которой просыпается спящий порок. Если присмотреться, она более жертва, чем хищник, хотя хищное начало несомненно присутствует в этой девице. Отец, которого она считала умершим, неожиданно появляется в жизни девушки и столь же неожиданно увозит ее с собой в путешествие. Полагаю, что не будь дочурка столь привлекательна, Гарри ( Морис Роне) вряд ли потащил бы ее за собой. Ему требовалась не столько дочь, сколько подтверждение собственной неотразимости в виде взросл
кадр из фильма "Бассейн"
кадр из фильма "Бассейн"

Фильм Жака Дере «Бассейн» всегда пребывает в моей «золотой коллекции» потому, что всякий раз нахожу новые грани характеров героев, оцениваю по-новому самих героев, их поступки, недосказанность фраз.

На этот раз решила пересмотреть фильм из-за неповторимой Джейн Биркин, которая ушла из жизни буквально на днях. Женщина-подросток, порочная красота которой восхищает меня, прекрасно сыграла юную Пенелопу, «истинную дочь своего отца», как отозвалась о ней Марианна (Роми Шнайдер).

КАДР ИЗ ФИЛЬМА Д. Биркин в роли Пенелопы
КАДР ИЗ ФИЛЬМА Д. Биркин в роли Пенелопы

Я привыкла видеть в Пенелопе провокатора, девушку, в которой просыпается спящий порок. Если присмотреться, она более жертва, чем хищник, хотя хищное начало несомненно присутствует в этой девице.

Отец, которого она считала умершим, неожиданно появляется в жизни девушки и столь же неожиданно увозит ее с собой в путешествие.

кадр из фильма
кадр из фильма

Полагаю, что не будь дочурка столь привлекательна, Гарри ( Морис Роне) вряд ли потащил бы ее за собой. Ему требовалась не столько дочь, сколько подтверждение собственной неотразимости в виде взрослой дочери, похожей более на спутницу, чем на ребенка.

Пенелопа это прекрасно понимает, никаких теплых чувств к папаше она не испытывает, напротив, Гарри ее откровенно раздражает, и она не прочь досадить папеньке.

Это одна из причин поведения героини Джейн Биркин, но не главная. Юная девушка попадает в компанию взрослых людей, давно знающих друг друга и ведущих непонятную для нее, но интригующую любовную игру.

Одна женщина и двое мужчин: один из них бывший любовник, другой настоящий, и между ними всеми что-то явно происходит, хотя никто не высказывается открыто, сплошные намеки.

Пенелопа решила включиться в эту игру, ее задело то что ее считают ребенком. Задело ее и то, что все внимание Жан Поля и отца отдано Марианне, хотя Пенелопа тоже красива и к тому же моложе Марианны.

Но главное все-таки в том, что девушке понравился Жан Поль, оказывавший ей знаки внимания. Ничего особенного не было: присел рядом, дал прикурить, обнял в саду на вечеринке.

кадр из фильма
кадр из фильма

Взрослая женщина не приняла бы это всерьез, но юной Пенелопе показалось что она может потеснить Марианну и таким образом перемешать все фигуры на доске.

На самом деле она стала игрушкой в руках Жан-Поля, который мимоходом воспользовался ею, не испытывая никаких чувств. Слова Марианны о том что первое морское купание всегда утомляет звучат двусмысленно.

Читатели могут возразить. но я понимаю поведение Жан-Поля как вызов Гарри: пока ты пытался увести мою женщину я стал первым мужчиной у твоей дочери.

Герой А. Делона хотел отомстить Гарри и Марианне, поведение которых его бесило. Пенелопа была нужна ему как средство мщения, как вещь.

Поступок отвратительный - Жан Поль явно позирует перед Марианой и Гарри, не обращая внимания на чувства Пенелопы.

кадр из фильма
кадр из фильма

А девушку можно понять - она вернулась в полном смятении, она ошеломлена случившимся, хотя пытается это скрыть потому что игра, в которую она включилась не подразумевает громких фраз.

И все-таки взгляд Пенелопы спрашивает: «А что же дальше после того что между нами было?»

А дальше ничего - она была нужна Жан Полю только за тем, чтобы «умыть» Гарри. На игровой доске ничего не изменилось, Жан Поль по-прежнему ревнует Марианну, а отец заигрывает с ней.

Когда девушка поняла это, она убегает из-за стола. Она ждала другой развязки, ждала каких-то слов от Жан Поля. Мне кажется, что она даже была влюблена в него, раз позволила событиям зайти так далеко.

кадр из фильма
кадр из фильма

Никто из героев не обратил особого внимания на поведение Пенелопы. Гарри взбешен только из-за того, что получил ответный удар.

Разъяренный папа уехал кутить, Марианна и Жан Поль заняты только самими собой и своими чувствами.

Три самовлюбленных эгоиста - такими я сегодня увидела главных героев фильма. Один из них получил по заслугам. Пенелопа ввязалась не в свою игру и получила незаслуженную боль предательства.

Вряд ли Жан Поль и Мариана долго продержатся вместе. Полагаю, что скоро они начнут обвинять друг друга в смерти Гарри. Делать вид, что ничего не было не получится.