Задали этот и другие вопросы родителям и проанализировали их ответы — о результатах интервью рассказывает методист Анастасия Никонова.
В процессе обучения учитель по большей части коммуницирует только с учеником. Но для того, чтобы обучение было продуктивным, учителю важно поддерживать связь и с родителями. Родители бывают разные. Каждый родитель ценит разные составляющие процесса обучения, имеет свои мотивы на дополнительное образование его ребёнка, а также за что-то переживает больше или меньше. Поэтому, чтобы разобраться в теме, мы поговорили с несколькими родителями и задали им несколько вопросов о роли родителя в обучении.
В статье мы собрали ответы некоторых родителей. У двоих из них есть два ребёнка, в интервью речь идёт в основном про младших, так как они до сих пор учатся. Но важно отметить, что ответы данных родителей также основываются на опыте обучения старших детей, в том числе.
Как вы думаете, в чем заключается роль родителя в процессе обучения ребёнка?
Оксана, мама двоих детей (16 и 20 лет):
Родитель играет большую роль в основном только в начальной школе. Он контролирует процесс обучения, следит за тем, чтобы была выполнена домашняя работа. Но основная задача родителя в начальной школе - это сделать ребёнка самостоятельным, потому что если не приучить ребёнка к самостоятельности в начальной школе, то в средней и старшей школе придётся туго.
Елена, мама двоих детей (11 и 20 лет):
Моя роль заключается в том, чтобы проследить за выполнением домашнего задания. У моего ребёнка отсутствует мотивация к учёбе. Он делает уроки для конкретного учителя. Если учитель ему нравится, тогда есть ответственность, если нет, то желания учить этот предмет тоже нет. В окружении мотивированных детей достаточно мало, поэтому роль родителя велика, в том плане чтобы не обвинять на 100% ребёнка в его безответственности, а работать с этим. Я также понимаю, что ругая ребёнка или унижая его, мы ничего не добьемся. Поэтому если учитель проявляет к нему любовь и уважение, то он не хочет его расстроить и учит этот предмет охотнее, но опять же тайм менеджмент за мной.
Ирина, мама ребёнка 10 лет:
Роль родителя зависит от возраста ребёнка и типа обучения: общеобразовательная школа или дополнительное платное образование. Если я плачу за обучение, то роль родителя, на мой взгляд, минимальная. Я не контролирую выполнение домашнего задания, лишь иногда разговариваю с преподавателями, чтобы получить обратную связь по результатам. А если мы говорим про общеобразовательную школу, то это полный контроль. Но это зависит от ребёнка, наверное. Моего ребёнка надо контролировать, смотреть, сделано ли домашнее задание или нет.
_____
Основная функция родителя в обучении — контролирующая. Родителям важно, чтобы домашнее задание было выполнено, а тема была усвоена. Также важно приучать ребёнка к самостоятельности в начальной школе, чтобы после перехода в среднюю школу ученик мог сам выполнять домашнее задание, готовиться к контрольным и пытаться разобраться с непонятным для него материалом. В данном вопросе у опрошенных родителей мнение сходится.
Чем может помочь родитель ребёнку в процессе обучения?
Оксана, мама двоих детей (16 и 20 лет):
Я считаю, что очень важно заинтересовать ученика. Учитель может дать знания, а родитель - замотивировать, хотя в плане мотивации, это скорее совместная работа. Каждый раз, например, когда мы получали огромный список литературы на лето, мы старались выбрать те произведения, которые будут интересны в первую очередь моему ребёнку. Считаю, что родители должны направить ученика и предложить ему попробовать всё, чтобы понять, какая сфера для него наиболее интересна, для того, чтобы не ошибиться с выбором направления в ВУЗе и с выбором будущей профессии.
Елена, мама двоих детей (11 и 20 лет):
От родителя зависит подбор школы, учителя. Нужно вовремя понять и разобраться почему есть проблемы с обучением, узнать настрой конкретного учителя. Если же у учителя нет желания понять, почему ребёнок зевает на уроке, постоянно отвлекается и ему скучно, то не надо тратить время и деньги.
Ирина, мама ребёнка 10 лет:
Самое главное, чтобы родитель не “забивал” и не говорил, что это задача школы, преподавателя. Родитель всегда может помочь своим вниманием, разбором темы, если ребёнок обращается за помощью, особенно, если он начал получать плохие оценки, то, конечно, надо подключаться и разбирать эту тему. Я считаю, что родитель должен помочь всем, чем необходимо, но важно выдержать золотую середину, чтобы ребёнок не садился на шею.
______
Отвечая на этот вопрос, родители много говорили о мотивации. Большинство родителей сошлись на мнении о том, что работа над мотивацией должна быть совместной. То есть не только учитель на уроках пытается замотивировать и заинтересовать учеников, но и родителям тоже следует работать над данным аспектом обучения. Ведь не зря говорят, что всё идёт из семьи. Если ребёнок постоянно видит, что родители чем-то интересуются или пытаются заинтересовать ребёнка, тогда шансы поднять мотивацию гораздо выше, чем если участие родителя отсутствует. Но и работа учителя над мотивацией учеников тоже должна быть качественной и регулярной. Только работая вместе, можно достичь успеха.
Что важно вам, как родителю, если мы рассматриваем учёбу вашего ребёнка?
Оксана, мама двоих детей (16 и 20 лет):
Для меня важнее всего даже не образование, а атмосфера в школе. Больше всего я боюсь буллинга, как сейчас принято называть травлю. Мне важно, чтобы психическое здоровье не было испорчено школой, мне важно, чтобы учителя не унижали моих детей, и чтобы одноклассники и другие ученики в школе уважительно относились друг к другу.
Елена, мама двоих детей (11 и 20 лет):
Важно чтобы ребёнок освоил материал и при этом остался здоровым, чтобы взрослый человек не нанес ему психологическую травму, с которой он будет жить. Хочет учиться или не хочет, на всё есть причина, она может зависеть, как от ребенка лично и его способностей, которые надо развивать, так и от учителя или от обстановки, в которой ребенок находится.
Ирина, мама ребёнка 10 лет:
Мне очень важно, чтобы материал преподносился понятным языком, мне не нужно супер индивидуального подхода и разжёвывания, но важно, чтобы учитель адекватно подходил к общению с детьми и их обучению. А ещё если рассматривать моего ребёнка, то мне очень важно, чтобы на уроке было интересно, потому что, к сожалению, если ей не интересно, то её внимание отключается. То есть ребёнка надо заинтересовать и зажечь его интерес.
_____
Обратите внимание на то, как родители переживают за психическое и эмоциональное здоровье своих детей, на то, насколько это важно для них. В современном мире теме психического здоровья, к счастью, стали уделять больше внимания, чем несколько десятилетий назад. На данный момент большинство родителей указывают на то, что фактор ненасильственного общения в школе, а также забота об эмоциональном здоровье детей становится приоритетным в выборе школы или учителя.
За что вы больше всего переживаете в рамках процесса обучения вашего ребёнка?
Оксана, мама двоих детей (16 и 20 лет):
Для своих детей мы всегда выбирали наилучшие школы, в которых есть конкурс на поступление. Нам было важно, чтобы у детей было качественное окружение, чтобы их окружали целеустремлённые дети и такие же учителя. Потому что, выбирая окружение, можно сказать, что мы выбираем будущее. А мы, как и все родители, хотим лучшего для наших детей.
Елена, мама двоих детей (11 и 20 лет):
Переживаю, если мало читает, так и не сделал домашнее задание, часто виню себя, если не смогла достучаться и убедить, что надо было всё же сделать задание. Для него очень важно, когда учитель или психолог, которого он уважает и любит, спросит с него и расстроится, если он не подготовился.
Ирина, мама ребёнка 10 лет:
Переживаю за то, что в какой-то момент мой ребёнок потеряет внимание на уроке или будет отвлекаться. Но все проблемы решаются, если материал подаётся интересно. Также моему ребёнку важно, чтобы учитель был на одной волне с ней, чтобы можно было общаться на равных. У неё отлично получается обучение у молодых преподавателей, которые не только учат её чему-то, но и могут поболтать.
____
Если мы говорим о том, за что больше всего переживают родители, то мы видим довольно разные ответы. Некоторые родители больше переживают за учёбу, кто-то волнуется из-за потери внимания, мотивации или интереса к учёбе. Другие же родители внимательно следят за окружением и обязательно включают фактор конкуренции в жизнь их детей.
Вывод
После общения с родителями мы с уверенностью можем сказать, что каждый из них искренне переживает за своего ребёнка, желает для него самого наилучшего будущего и делает всё возможное, чтобы мечты стали реальностью.
А как бы вы ответили на наши 4 вопроса?