Найти тему
ЛИЗА О ТУРИЗМЕ

Разнообразие технических этапов в спортивном туризме

Продолжая серию статей про спортивный туризм, хочу раскрыть обширную тему разнообразия технических этапов, в прохождении которых и соревнуются спортсмены на дистанциях разного уровня сложности.

Чтобы упростить восприятие специфической информации, я решила разделить все существующие этапы на несколько групп, самая большая из которых - переправы. К этой классификации отнесены все этапы, сакральный смысл которых заключается в преодолении спортсменом опасной зоны, роль которой чаще всего исполняют овраг, река или импровизированное препятствие.

Начнем с самого базового, а именно с навесной переправы или «навески». Этот этап представляет собой туго натянутую над опасной зоной веревку диаметром 10 мм, сложенную вдвое. Для преодоления навесной переправы спортсмен должен встегнуть трек (карабин с подшипниками) в двойную веревку, что позволяет ему уменьшить трение и прилагать меньше усилий для продвижения, которое, кстати, наглядно выглядит как ползание – руки впереди хватаются за веревку, подтягивая тело, а ноги отталкиваются. Если вы когда-нибудь бывали в зоопарке и видели ленивцев, ползущих по натянутым канатам, то именно так и выглядит преодоление навесной переправы, разница лишь в скорости.

Также навесные переправы могут быть натянуты под углом и называться «крутонаклонная переправа» или «крутонаклонка» . Техника преодоления данного этапа усложнена в сравнении с предыдущим случаем: помимо трека, спортсмен обязан встегнуть жумар выше по движению – этот элемент обеспечивает не только дополнительную самостраховку, но и упрощает движение под углом, ведь жумар по своей механике продвигается только вперед, и если спортсмен вынужден остановиться, то жумар не позволит ему скатиться обратно вниз, а просто затормозит движение. Также для упрощения маневра многие спортсмены используют пантин – ножной механизм, как и жумар работающий только в одном направлении. Он зацепляется за веревку, отчего нога получает стабильную опору, от которой отталкивается, продвигая тело вперед. Спортсмен в едином ритме использует все три элемента «пантин, трек, жумар», что увеличивает его скорость и уменьшает энергозатраты. Многие спортсмены сейчас надевают пантин на каждую ногу, что позволяет им передвигаться по навесной, словно по лестнице.

Подъем по крутонаклонной навесной переправе. Фото Дины Ждановой
Подъем по крутонаклонной навесной переправе. Фото Дины Ждановой

Переправа по параллельным перилам — это две параллельно натянутые друг над другом веревки, к верхней из которых спортсмен пристегивает ус самостраховки, а по нижней идёт ногами. Правильная техника передвижения – непрерывные приставные шаги, с помощью которых как будто скользишь по веревке, уменьшая ее раскачивание.

И заключительные два этапа в этой категории - переправа по бревну и переправа методом «вертикальный маятник». Первый представляет собой горизонтально лежащее бревно, над которым для подстраховки натянута одинарная веревка – ус самостраховки встегивается в перила, ноги идут по бревну. Вертикальный маятник же в свою очередь – это вертикально висящая веревка, к которой спортсмен пристегивает свой жумар, висящий на усе, и перепрыгивает опасную зону.

Ещё одна выделенная мной категория этапов - подъёмы и спуски. Название говорит само за себя, но все же распишу поподробнее.

Подъем – это одинарная веревка, к которой нужно пристегнуться жумаром и продвигать его вперед. Если это подъем по склону, то участник поднимается пешком, подтягивая себя с помощью опоры на перила. Также есть вертикальный подъем, в обиходе имеющий название «жумаринг», жумар также пристегивается к веревке, а подъем происходит с помощью пантина или за счет закладывания ног вокруг веревки специальным способом.

Подъем по склону. Фото Сергея Надымова
Подъем по склону. Фото Сергея Надымова

Самый простой по технике выполнения, но не по физическим усилиям – подъем свободным лазанием. Для его преодоления нужны только ноги и морально-волевые, чаще всего такой этап можно встретить на командных дистанциях, где первый участник поднимается свободным лазанием, после чего организовывает перила остальным.

Этап спуск также делится на спуск по склону и вертикальный спуск «дюльфер». Техника выполнения и там, и там одинаковая, разница лишь в угле наклона – к веревке пристегивается спусковое устройство «восьмерка», принцип работы которой изображен на иллюстрации ниже. Для контроля спускового процесса спортсмен обязан удерживать регулирующую руку на веревке ниже по движению, так как именно таким образом можно увеличить скорость движения или затормозить вовсе.

Принцип работы спускового устройства "восьмерка"
Принцип работы спускового устройства "восьмерка"

Спуск по склону. Фото Сергея Надымова
Спуск по склону. Фото Сергея Надымова

И заключительная категория "прочее". Эти этапы встречаются крайне редко, но все же о них стоит рассказать. Старожилы спортивного туризма наверняка назовут таких намного больше, но мне вспомнилось только два: траверс и брод.

Траверс чаще всего используется в горах или на крутых участках, чтобы упростить и обезопасить движение под углом – перпендикулярно направлению подъема через несколько точек опоры натянуты веревки, в которые спортсмен по мере своего продвижения вдоль склона должен попеременно и без потери самостраховки встегнуть страховочный ус («без потери самостраховки» — это значит, что хотя бы один ус самостраховки должен быть встегнут в веревку)

Брод, в свою очередь, – всем знакомое слово, на практике проходится так: спортсмен встегивается усом самостраховки в веревку, натянутую над опасной зоной, представляющей собой речку, и заходит в воду, находясь относительно перил выше по течению.

Переправа в брод. Фото Сергея Надымова
Переправа в брод. Фото Сергея Надымова

За десять лет занятия спортивным туризмом мне довелось преодолеть эти этапы на соревнованиях лишь единожды: траверс не произвел на меня должного впечатления, так как был организован на пологом склоне. Брод же мне впервые встретился на последних соревнованиях и подарил немалую дозу адреналина, мокрых веревок и одежды на всю оставшуюся дистанцию.