Президент Белоруссии Александр Лукашенко вновь поднял вопрос о перевалке белорусских грузов в портах России. По его словам, наиболее остро стоит вопрос с перевалкой калийных удобрений, при этом рассматривается два порта для создания соответствующего терминала: Приморск и Мурманск. Как обстоит дело с перевалкой белорусских грузов на самом деле?
Коротко: белорусские нефтепродукты благополучно перегружаются через терминалы в Санкт-Петербурге и Усть-Луге, а размещение калийного терминала в Приморске имеет свои недостатки. При этом возможен вариант вхождения в проект комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ).
Президент Белоруссии Александр Лукашенко на совещании 18 июля 2023 года призвал «окончательно определиться» с перевалкой белорусских грузов через порты России. По его словам, нужно либо строить собственный терминал, либо модернизировать один из существующих.
«Понятно, мы ушли (не по своему желанию) из традиционных портов и работаем по перевалке наших грузов, а это около 20 млн тонн, во всех портах Российской Федерации, – заметил Александр Лукашенко. – Есть ли конкретные результаты в этом направлении? — продолжил он. — Какие порты задействованы для перевозки калийных удобрений и нефтепродуктов, какие есть проблемы в связи с этим? Есть ли у нас понимание, сколько калия мы можем переваливать через порты Российской Федерации на приемлемых условиях?».
Что касается нефтепродуктов, то в 2021 году в Москве было подписано межправительственное соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские морские порты. Документ предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн грузов в российских портах на Балтике в 2021-2023 годах, в дальнейшем действие соглашения может быть продлено. Нефтепродукты производства белорусских НПЗ перевозятся до портов РФ железнодорожным транспортом.
Как подтвердил «ПортНьюс» источник, знакомый с ходом реализации соглашения, белорусские нефтепродукты в настоящее время продолжают идти через соответствующие терминалы в Санкт-Петербурге и Усть-Луге.
Как ранее сообщил министр транспорта России Виталий Савельев на сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, в 2023 году через порты России должно быть перегружено 6,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов. «Количество нефтепродуктов, запланированных по соглашению в перевозке, перевалке, в 2023 году составляет почти 6,5 млн тонн, в 2022 году мы ставили задачу перевезти железной дорогой в российские порты порядка 2,5 млн тонн, а по факту перевезли 3,7 млн тонн», — процитировали СМИ слова министра...
Продолжение материала см. на нашем сайте