Найти тему

Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?

В Киришском историко-краеведческом музее хранится множество экспонатов, чья история так или иначе связана с военной историей киришской земли. Но сегодня рассказ пойдет не только о войне, но и о музыке. Помните, как восклицал герой Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики», цитируя стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача? «Кто сказал, что нужно бросить песни на войне. После боя сердце просит музыки вдвойне».

Трофейный аккордеон фирмы Rauner

В истории 311-й стрелковой дивизии был один интересный случай. Однажды в бою пешие разведчики 311-й дивизии захватили вместе с фашистами, веселившимися возле рождественской елки, и аккордеон. Игру на нем быстро освоил разведчик Филимонов. И с тех пор он не расставался с трофеем, в минуты отдыха радовал бойцов задушевной музыкой, хорошей песней. Рядом с инструментом можно увидеть копию вырезки из газеты с описанием этого эпизода Великой Отечественной войны.

Трофейный аккордеон фирмы Rauner
Трофейный аккордеон фирмы Rauner

В память об этом интересном случае в экспозиции Киришского историко-краеведческого музея хранится аккордеон немецкого производства. Инструмент выполнен в классической черно-коричневой гамме, клавиши инкрустированы натуральным перламутром желтого цвета, на задней стенке выбито «Wehrmacht Eigentum» («Имущество Вермахта»).

Патефон ПТ-3 «Патефонный завод, г. Молотов»

Патефон — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, он имеет маленький, встроенный в корпус рупор. Аппарат представляет собой чемоданчик, который можно переносить с помощью специальной ручки.

Название «патефон» происходит от названия фирмы «Пате», производившей данные приборы. Изобретен же «портативный граммофон» был английской компанией «DECCA» (1913 год) для использования вооруженными силами в полевых условиях. Вскоре патефоны англичане стали слушать и на пикниках.

Пик популярности патефонов пришелся на 20-е — 40-е гг. XX века. В 30-х — 50-х гг. в городах СССР были популярны танцы под патефон. Патефон ставили на подоконник открытого окна, а собравшиеся во дворе танцевали. Возможно, под похожие патефоны танцевала и молодежь в довоенном рабочем поселке Кириши.

Патефон из фондов Киришского историко-краеведческого музея
Патефон из фондов Киришского историко-краеведческого музея

В экспозиции Киришского историко-краеведческого музея имеется патефон (ПТ-3), произведенный на «Патефонном заводе» г. Молотов. Что же связан этот экспонат с историей Великой Отечественной войны? Аппарат был передан в дар городу командиром 105-й автороты 44 стрелковой дивизии, воевавшей на киришской земле, Фокановым А. Я. Он вспоминал, что в перерывах между боями бойцам и офицерам подчас удавалось послушать патефон. Символом исцеляющей душу силы музыки стал этот подарок, пополнивший коллекцию музея.

Ветераны передают патефон в подарок г.Кириши
Ветераны передают патефон в подарок г.Кириши

У патефона расположена фотография военного корреспондента Даниила Онохина, на которой изображены бойцы 311-й стрелковой дивизии, слушающие патефон. Возможно, слушали они и «Синий платочек», фронтовую песню, которая, по одной из версий, родилась на Киришской земле.

Фото Даниила Онохина, военного корреспондента
Фото Даниила Онохина, военного корреспондента

Об этом киришским следопытам из школы № 3 поведал ветеран войны, бывший военный корреспондент, участник боев на Волховском фронте Михаил Алексеевич Кольцин. В своем письме к ребятам он рассказал о военном эпизоде, который лег в основу песни.

Было это в районе деревень Андреево, Посадниково и Малуксы. Разведчики во главе с командиром П.Панасенковым с вечера ушли за линию фронта в поисках очередного «языка». А Михаил Алексеевич с корреспондентом газеты 54-й армии «В решающий бой» Михаилом Александровичем Максимовым ожидали их возвращения в полуразрушенной маленькой землянке. Ждали с нетерпением и тревогой. Спустя некоторое время там, за линией фронта, началась беспорядочная стрельба. Чуть позже снаряды и мины стали разрываться вблизи землянки.
- Если нас не разнесет по кусочкам вражеский снаряд, то я напишу потом песню и обязательно про разведчиков, – сказал старший лейтенант Михаил Максимов.

Чуть позже над бруствером окопов появились разведчики в пестрых масхалатах. Через земляной вал они перетащили главную добычу этой вылазки – пленного, связанного телефонным проводом, с кляпом во рту («языка»). Потом появился и командир разведроты Петр Панасенков. Голова его была перевязана шелковым синим платком. Санинструктор Вера Михайлова бросилась к нему, чтобы перевязать. А окровавленный синий платочек Петр Антонович Панасенков бережно убрал во внутренний карман стеганки, к самому сердцу. По пути на командный пункт он поведал двум корреспондентам историю платочка, подаренного девушкой и ставшего его талисманом.

А месяц спустя на Киришском участке Волховского фронта выступала Клавдия Ивановна Шульженко. Одна из песен, прозвучавших в этот день, была песня «Синий платочек», слова которой передал певице раненный корреспондент М. Максимов. Встреча их произошла в госпитале № 816, разместившемся в школе в прифронтовом г. Волхов, в котором лечили командиров и бойцов 54-й армии и вывезенных из блокады ленинградцев.

Узнав о том, что Михаил Александрович пишет стихи, К. Шульженко предложила написать ему новый текст на музыку польского композитора и музыканта Ежи Петерсбургского. «Шел второй год войны, солдаты истосковались по родным, многие потеряли близких, - вспоминал позже М. Максимов. – Я решил писать о теме верности, о том, что эту верность мы и защищаем в бою». К. И. Шульженко стихи понравились. На премьере в госпитале песню приняли с восторгом раненые. 12 апреля 1942 года новая песня на известную мелодию прозвучала на концерте для военных летчиков в депо станции Волхов. 8 июня 1942 года слова песни «Синий платочек» были опубликованы в дивизионной газете «За Родину!»

Клавдия Шульженко исполнят "Синий платочек"
Клавдия Шульженко исполнят "Синий платочек"

Слова, навеянные боевыми буднями разведчиков 311 стрелковой дивизии на киришской земле, потом облетели весь фронт, всю страну.
Песня «Синий платочек» стала символом разрушенной довоенной жизни, ее задушевные слова рождали гнев в сердцах защитников Родины и заставляли бить врага с удвоенной силой. Слова «За синий платочек» писали летчики на фюзеляжах своих истребителей, танкисты – на броне своих машин, артиллеристы – на стволах орудий.

Песня стала популярной еще в довоенные годы. Оригинальный текст был написан в 1940 г. Она мгновенно стала шлягером. Ее исполняли Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Екатерина Юровская.

Однако большинству из нас эта песня запомнилась уже с другими словами и в исполнении Клавдии Шульженко. В книге Вячеслава Хотулева «Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня» история появления в репертуаре певицы этой песни изложена так. Однажды после концерта в части… к Клавдии Ивановне подошёл молодой лейтенант… Сказал, что его зовут Михаил Максимов и что он написал новые слова на мотив «Синего платочка». 22-летний лейтенант, краснея и запинаясь, предложил ей свои стихи, она обещала их почитать. Наивные и искренние строки Максимова ей понравились. Вечером того же дня она исполнила песню Е. Петербургского на слова Максимова. Потом Михаил всем желающим переписывал «слова». Через неделю о песне знал весь Волховский фронт. Через два месяца — вся передовая… и весь тыл. Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко продолжала исполнять ее, возвращая слушателей в роковые 40-е годы.

#историявдеталях #историиреальныхлюдей #историявойны

#реальнаяисторияизжизни #военная_история #музейкириши

#великая_отечественная_война #историяссср #военнаяистория

#синий_платочек