«Ни минутки не сидит, ничего ему надолго не интересно», — порой сетуют родители активного малыша-дошкольника, которому бывает сложно сфокусироваться на поставленной задаче или предложенном занятии. Разбираемся, в чем причина такого поведения и как быть родителю.
Исключаем медицинские причины
Если вам кажется, что ваш ребенок слишком активный и неусидчивый, первое, что следует сделать, — посетить детского невролога. Необходимо исключить СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), который встречается примерно у 5 % детей. После — ряд других ситуаций, корректировкой которых должен заниматься врач. Среди них наиболее частыми считаются расстройства слуха или зрения, заболевания щитовидной железы, побочные действия некоторых препаратов.
Также к неусидчивости могут приводить чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки. Родителям порой хочется охватить все: и после сада ребенок идет на занятия гимнастикой, в театральный кружок, хор и на лепку. Каждый день — с утра до позднего вечера — малыш занят. Мамы и папы уверены, что делают хорошо. Но на самом деле далеко не каждый ребенок способен «вытянуть» такую нагрузку.
Нормы: а сколько же дошкольник может сидеть за «учебой»?
Требовать невозможного от ребенка не стоит. Нормативы по времени образовательной деятельности по возрастам давно «выведены» психологами и педагогами. Они закреплены в СанПиНе и ими руководствуются в садах и образовательных центрах.
Вот они:
- дети 3–4 лет — не более 15 минут,
- дети 4–5 лет — не более 20 минут,
- дети 5–6 лет — не более 25 минут,
- дети 6–7 лет — не более 30 минут.
Суммарно в день максимальный объем нагрузок для детей младшего и среднего садовского возраста составляет всего 30–40 минут. В старшей — 45 минут. За год до школы нагрузка может быть увеличена до 1,5 часов в день, но при этом 1 занятие не должно идти более получаса.
То есть если ваш «непоседа» в 3 года не сидит 30 минут — это совершенно нормально. Равно как и пятилетка с трудом «осилит» урок такой длительности. Они и не должны :)
Ключик к усидчивости
Важно понимать, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Именно через нее наиболее эффективно учить ребенка чему-либо. И лишь к 7 годам у детей развивается способности к сознательно направленному вниманию. Это навык, который не может возникнуть из ничего. Его педагоги и психологи советуют тренировать. Как? Тоже при помощи игр.
Например:
- Запомни предметы: поставьте на стол несколько игрушек, попросите ребенка их назвать. Затем попросите малыша закрыть глаза, уберите 1 игрушку. Ребенок должен сказать, что исчезло. Усложнить игру можно, используя не реальные предметы, а карточки. Например, из магнитной игры.
- Угадай звук: нужно взять несколько звучащих предметов. Например, бубен, колокольчик и деревянные ложки. Пусть ребенок сам «поиграет» на них. После попросите малыша закрыть глаза и на слух определить, чем сейчас шумит взрослый.
- Найти отличия на картинках (традиционные 2 картинки, которые отличаются несколькими деталями).
- Лабиринты: когда малышу необходимо провести линию от входа до выхода из лабиринта.
- Картинки «двойного виденья»: карточки, где в одном рисунке одновременно спрятано 2 объекта, которые нужно рассмотреть.
- Головоломки соответствующего уровня.
Эти игры помогают тренировать визуальную /звуковую память, а также удерживать внимание и концентрацию. Что суммарно складывается в то самое направленное внимание, которое в итоге приводит к усидчивости и готовности ребенка учиться.