Найти тему
Вечерняя Казань

Количество детских суицидов в Татарстане удвоилось: подростки не доверяют психологам, и это приводит к трагедиям

В министерстве просвещения России предложили создать бесплатную психологическую онлайн-поддержку для школьников, чтобы те в закрытом режиме могли поговорить со специалистами по видеосвязи. Консультировать детей будут нейропсихологи, психофизиологи, клинические и кризисные психологи. Система должна заработать в конце этого года. На данный момент действует телефон доверия для детей, подростков и их родителей, но проблема с депрессиями и суицидами не решается. В 2022 году в Татарстане количество детских самоубийств возросло на 100%. Дело в том, что подростки просто не доверяют психологам и не обращаются к ним.

Министр просвещения России Сергей Кравцов считает, что современным детям и подросткам необходим «внешний человек», с которым можно обсудить все проблемы. На пятом Всероссийском форуме «Дигория» чиновник поделился, что в данный момент разрабатывается специальный портал для школьников, где они смогут получить консультацию от психологов из различных областей. Система, по словам Кравцова, поможет тем детям, которые не получают поддержку от родителей. Инициативу одобрили детские психологи, учителя и многие родители. Однако многие уверены, что это не поможет, поскольку не все ребята готовы идти к специалистам. Особенно, если они живут в маленьких городах, где обращение к психологам зачастую даже вызывает осуждение.

Эксперты считают, что дополнительная помощь никогда не будет лишней. Например, если будут каналы, связанные с различными тематиками обращений, то это приведёт к увеличению количества специалистов. У них будут более узкие знания, а значит, помочь ребёнку смогут с большей вероятностью. Сейчас возраст детских суицидов в России снизился до 10 лет. В Татарстане самые ранние случаи зафиксированы у подростков в возрасте 12 лет.

- Это по-настоящему страшно, потому что теряется контакт между детьми и родителями, между учителями и детьми. И иногда бывает, что им не к кому обратиться. Но, конечно, главная опора и поддержка детей, источник помощи - это всё-таки родители, - считает Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребёнка в РТ.

«РЕБЕНОК БОИТСЯ ОГОРЧИТЬ РОДИТЕЛЕЙ»

Часто дети просто стесняются задавать некоторые вопросы близким людям. Ребёнок может что-то скрывать и боится огорчить родителей. Тогда малышу могут помочь чужие люди. Как подмечает педагог-психолог Мария Тимофеева, самые частые запросы от подростков касаются взаимоотношения с родителями, права на личное пространство, взаимоотношений со сверстниками (в том числе романтических) и самоопределения. Родители же часто приводят своих детей к психологам  по причине агрессивного поведения. Тимофеева подчеркивает, что многие взрослые, к счастью, путают агрессию с простым непослушанием. По результатам диагностики, агрессивные дети встречаются редко.

Еще среди подростков распространены страх и тревожность.

- Чаще я сталкиваюсь не просто с социально-опосредованными страхами и страхами физического ущерба, но и страхами перед мифическими, сказочными персонажами. Дети действительно боятся персонажей игр - момо, сереноголовых, мороженщика и прочих. Этот страх настолько реальный, что ребёнок боится днем ходить по коридору квартиры - в этом случае необходима помощь специалиста, - делится эксперт.

Третья самая частая проблема у подростков — возрастные изменения и кризисы. В этом случае родителям важно понять, что с ребенком, почему он так себя ведёт. Чтобы получить рекомендации, люди обращаются к психологу. Кому-то хватает одной консультации, другие нуждаются в нескольких. Однако за простой поддержкой, если нет времени, желания и финансов, можно обратиться к специалистам по телефону доверия. Вот только не все дети и родители готовы на такое.

А ЧТО ДЕЛАТЬ С ТЕМИ, КТО НЕ ДОВЕРЯЕТ ПСИХОЛОГАМ?

Самая основная проблема не в том, что в России мало средств поддержки и помощи, а в том, что подростки попросту не хотят решать свои дела со взрослыми. Причём неважно, кто это - родитель или психолог.

15-летнему Кириллу пришлось отправиться к психологу после прохождения очередного теста в классе. По результатам «анонимного» опроса, выяснилось, что у мальчика есть проблемы. Именно поэтому школьный психолог настоятельно попросил его зайти к нему на консультацию. Долгое время подросток избегал этой встречи, но пойти его все же заставили.

- Я пришёл с друзьями. Мы по отдельности заходили. Она нам показывала какие-то картинки и спрашивала, что это. На этом всё, больше я уже не ходил, да и не заставляли, - безучастно рассказывает подросток.

Повторять опыт мальчик уже не хочет. Он уверен, что все проблемы можно решить самостоятельно. По словам Кирилла, его беспокоит буллинг со стороны ровесников. Однако говорить об этом с психологом он не намерен. Для обсуждения личного есть друзья, а рассказывать о своей жизни чужому человеку Кирилл не хочет.

Другой девушке Диане исполнился уже 21 год. В школьное время она часто обращалась за помощью: звонила по телефону доверия и посещала психолога. Проблемы в отношениях со сверстниками и тревожность мешали ей спокойно жить. Но опыт обращения к специалисту ничего по итогу не дал и был не самым приятным. По словам Дианы, её выслушали и отправили в «путь дорогу», а она хотела получить именно помощь и поддержку. Теперь уже в более осознанном возрасте девушка не питает доверия к психологам.

По словам Тимофеевой, если ребёнок не хочет обращаться за помощью, то, в первую очередь, необходимо узнать причину этого нежелания.

- Чаще дети думают, что психолог - это врач психиатр и аргументирует тем, что они же не психи. В этом случае важно просветить человека и рассказать, чем занимаются психологи, - считает эксперт.

Также хорошо работает личный пример или пример опыта друга. Родителям можно попробовать сослаться на друга или одноклассника подростка, который ходил к психологу или обращался за помощью (в том случае, если друг сам не скрывает этого факта) и ему помогли.

Есть менее правильный вариант, но он тоже помогает. Иногда родители говорят, что поход к психологу нужен для школы и уже в ходе консультации устанавливаются доверительные отношения.

- В моей практике были случаи, когда парень 13 лет заходил в кабинет в прямом смысле открывая дверь с ноги и говорил, что давайте, вправляйте мозги. В конце консультации с благодарностью спрашивал о следующем приёме, - делится опытом детский психолог.

«ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЯ НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ»

Психологи к инициативе ввести бесплатную психологическую поддержку по видеосвязи относятся положительно - в ходе такого звонка можно хотя бы рассказать про возрастные кризисы и провести минимальную коррекцию симптомов, считают психологи.

Если вопрос глубже, например, у ребенка агрессивное поведение, то одним звонком здесь не обойтись. В этом случае нужна коррекция, направленная именно на причины такого состояния, а не симптомы.

Как рассказала учительница английского языка Алина Шакирова, дети не часто, но рассказывают педагогам о том, что у них есть проблемы. Вот только на ее памяти не было ни одного случая, когда ребёнок конкретизировал свои беспокойства. Чаще всего они не делятся личным и обходятся общим описанием. Именно поэтому, по её мнению, новые методы поддержки детей не помешают. Тем более, если дети смогут в закрытом формате участвовать в общении.

- Я советовала им посмотреть номер доверия на первом этаже школы, чтобы они позвонили. Кто-то звонил, но не рассказывал об итогах, - делится собеседница.

Директор школы №51 Рустем Хазеев отмечает, что проблема кроется в психологической безграмотности. Многим подросткам в критических для них ситуациях непонятно, куда бежать и что делать. Иногда сами родители ограничивают ребёнка от общения со сверстниками или с другими взрослыми. Они не позволяют ему самостоятельно решать проблемы и ему просто некому высказаться. По его словам, психологическая помощь во многих случаях необходима комплексная: как детям, так и родителям.

- Психика, находящаяся в «розовых очках», не только не развивается, а даже деградирует. Именно эти моменты необходимо донести до каждого родителя, - делится Хазеев.

Больше всего о психологической помощи и её значимости знают ребята из детских домов. По словам директора ГБУ «Детский дом Приволжского района» Марины Самойловой, у них на 32 ребёнка работают всего два психолога. Получить помощь дети могут в любое время суток и по телефону. При этом психологическая консультация среди воспитанников учреждения пользуется высоким спросом. Самойлова считает, что по этой причине онлайн-консультации для них будут просто неактуальны.

- Я не могу сказать, хороша эта инициатива или плоха. Конечно же, онлайн консультация (или по телефону) никогда не заменит живое общение, - поделилась своим мнением Самойлова.

Директриса детского дома считает, что более эффективным вариантом было бы увеличение штата психологов, которые могли бы в полной мере проводить консультации: в школах специалисты проводят лишь плановые мероприятия и вести диалоги со всеми детьми просто нет времени.

Собеседница уверена, что онлайн приёмы могут быть хорошим вариантом для дополнительной помощи, но живые встречи куда важнее.

БУДУТ ЛИ ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ ПОЛЕЗНЫ?

Как рассказывает заведующая отделением детских медицинских психологов в Республиканской клинической психиатрической больнице им. Бехтерева Оксана Макарова, такие онлайн консультации с психологом, скорее всего, быстро наскучат ребёнку. Для того, чтобы беседа с ним прошла качественно и по итогу успешно, необходимо вовлекать его в процесс с помощью интерактивов. Всевозможные карточки, фигурки и ассоциации удерживают внимание ребенка. А консультация по видеосвязи подразумевают под собой диалог, который дети в течение долгого времени поддерживать не смогут.

- Я считаю, что это экстренно, кратковременно. В каких-то крайних единичных вариантах такая помощь возможна. Полноценная коррекция поведения - маловероятно. Для детей  все же необходима вовлеченность, - говорит Макарова.

Специалист отмечает действенность арт-терапии, метафорических карточек и других видов взаимодействия, когда через какие-либо предметы или ассоциацию психолог отыгрывает ситуации.

С подростками старшего возраста у помощи по видеосвязи больше шансов на успех. Но специалисту всё равно придётся удерживать внимание тинейджера, что в онлайн-формате сделать очень сложно. Подросток может закрыться, не отвечать на вопросы и отвлекаться. В связи с этим все попытки консультаций могут быть провальными.

ПОМОЩЬ ЕСТЬ, НО ДЕТСКИХ СУИЦИДОВ МЕНЬШЕ НЕ СТАНОВИТСЯ

В конце прошлого года аналитический центр НАФИ провёл опрос среди школьников. Как выяснилось, 89% подростков готовы обратиться за помощью к психологам. Они доверяют специалистам. Однако, несмотря на это, у психолога реально побывали лишь 20%. Тем временем детский суицид в России «молодеет». По словам Волынец, самоубийство совершают даже десятилетние дети.

В Татарстане в прошлом году 22 ребенка покончили с собой. Психологи отмечают, что  многие ребята применяют к себе насилие и истязают себя, чтобы на них просто обратили внимание. Эксперты считают, что помощь нужна всем: и детям, и родителям. Чаще всего причинами суицидов становятся проблемы в семье. Одна из них: развод родителей, во время которого взрослые вмешивают в свои разборки детей.

В связи с этим любые шаги в получении поддержки и помощи важны. На данный момент есть специальный телефон доверия (8 (800) 2000-122) для всех детей и подростков, кому необходима помощь и поддержка. Дети могут звонить в любое время бесплатно и анонимно. Консультанты всегда подбираются разные, поэтому если специалист по каким-то причинам не подошел ребенку, он может перезвонить повторно и попасть уже на другого оператора.

Автор: Алина Камалютдинова

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»