Эдвард Армитидж был английским художником XIX века, специализировавшимся на исторических и библейских темах. Он творил в академическом стиле, который был популярен в викторианскую эпоху. Помимо станковых картин он делал еще фрески для общественных знаний. Армитидж любил драматичные сюжеты, в которых отражались какие-то важные события, будь они историческими или мифологическими, при этом изображал обычных людей, так или иначе связанных с этими событиями. Подобный подход очень привлекателен, на мой взгляд, поскольку в нем показано течение жизни, при котором сами участники событий пока не знают, что участвуют в чем-то значительном.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Возьмем его картину "Рассвет первого пасхального воскресенья". Армитидж показывает динамичную сцену, развернувшуюся рано утром. Если не знать названия картины, непонятно, что случилось, почему прибежавшая женщина так взволнована. Мужчина и женщина, к которым она буквально врывается в дом, еще не до конца проснулись. Так еще никто не изображал популярнейший в религиозном искусстве сюжет воскресения Христова.
Женщина, прибежавшая к апостолу, невзирая на рань, это Мария Магдалина. Согласно Евангелию, рано утром она с другой Марией пришла омывать тело Иисуса и обнаружила, что оно исчезло. А потом ей явился сам Христос и сказал, что он не умер. Вот с этой вестью она и примчалась.
Картина "Праздник Эсфири" посвящена ветхозаветному сюжету. Присутствуют: сама Эсфирь, ее враг Аман, который интригами вынудил царя Артаксеркса подписать закон об истреблении всех евреев, сам царь, стражники и гости. Узнав о законе, Эсфирь устроила пир, пригласила на него Артаксеркса и вскрыла при нем козни Амана. Узнав, что им манипулировали, царь пришел в ярость и велел повесить Амана, а евреям дал право убивать всех, кого они захотят. В честь этого события появился, кстати, праздник Пурим.
На картине показан момент, когда царь (он стоит) уже принял решение. Аман в шоке умоляет Эсфирь простить его, но она непреклонна. Стражники оттаскивают обреченного.
И еще одна эмоциональная картина — "Христианский мученик". Это уже не библейский сюжет, а исторический. Как известно, первые христиане подвергались гонениям, различные правители зачем-то заставляли их отречься от веры, приносить жертвы языческим богам и прочее такое. Когда христиане отказывались это делать, их изощренно пытали, проявляя в этом деле неслыханную фантазию. Погибший таким образом христианин, как правило, объявлялся мучеником и возводился церковью в ранг святых.
Один такой мученик показан в картине Армитиджа. Судя по всему, дело происходит в катакомбах Рима, где прятались христиане. Тело принесли сюда, и люди встречают его печально и горестно.
Читайте еще на моем канале:
Мои впечатления о музее, напичканном шедеврами: Галерее Уффици