Путешествуя и соприкасаясь с другими культурами, особенно непохожими на нас, мы с интересом знакомимся с их обычаями, архитектурой, кухней … А как на счет музыки?
Остров Бали (Индонезия) дает такую возможность: в Убуде по вечерам проходят театрализованные танцевальные представления в сопровождении традиционного оркестра гамелан.
В состав оркестра гамелан входит от 10 до 75 инструментов, в основном ударные, причем каждый оркестр имеет уникальный состав и настройку инструментов.
Считается, что гамелан появился в III в. н.э. и с тех пор неизменно сопровождал как религиозные процессии, так и события при дворе местных владык и простых жителей островов Явы и Бали.
Практически каждая деревня на Бали имеет свой оркестр гамелан. Первое изображение оркестра найдено на рельефах храма Боробудур на острове Ява (VIII в.).
В 2021 г. гамелан был включён в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Отправляемся на концерт!
Вечер, уже стемнело, многочисленные зрители собираются
во дворе Королевского дворца в Убуде.
Освещенное пространство в центре двора устлано коврами и окружено по периметру необычными инструментами: множество гонгов (порой огромных),
какие-то из инструментов напоминают ксилофоны и металлофоны с металлическими пластинами (гамбанг и гендер, слентем, сарон), барабаны (генданг), флейты (сулинг), смычковые и щипковые инструменты (ребаб и целемпунг) …
А вот целый ряд «кастрюлек с крышечкой» - это бонанги, горизонтальные гонги. Деревянные основы инструментов покрыты богатой резьбой и покрашены красной и золотой краской.
Выглядит эффектно, а как звучит? Готовы услышать? Вот вышли музыканты и представление начинается…
Посмотреть на игру музыкантов и послушать оркестр гамелан можно здесь (видео из личного архива автора)
Интересно? Необычно? - Да!
Похоже на привычную нам европейскую музыку? - Нет! Другой музыкальный строй и принцип организации произведения (ритмическая многослойность, повторы, большая доля импровизации) могут как оттолкнуть, так и очаровать.
Одним из первых европейцев, услышавших индонезийскую музыку и, вероятно, оркестр гамелан, был Сэр Фрэнсис Дрейк (тот самый пират, адмирал и путешественник). Он побывал на острове Ява в 1580 г. в ходе своего кругосветного путешествия, и описывал звуки услышанной музыки как «очень странные, но приятные и очаровательные».
Конечно, путешествия в Индонезию оставались редкостью в течение долгого времени. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже более широкая европейская публика смогла познакомиться с индонезийской культурой и музыкой гамелана.
Яванская деревня пользовалась популярностью: в будни ее посещало 4-5 тысяч человек в день, а по воскресеньям до 10 тысяч человек в день. Кто-то из посетителей воспринимали музыку гамелана как примитивную, лишённую мелодизма в классическом для европейской традиции смысле. Другие были очарованы индонезийской музыкой.
Выступление гамелана произвело сильное впечатление на французского композитора Клода Дебюсси, и своеобразные воспоминания о гамелане чувствуются в ряде фортепианных произведений композитора – например, в пьесе «Пагоды» (из цикла «Эстампы», 1903 г.).
Русский поэт К.Д. Бальмонт, посетивший в 1912 г. во время кругосветного
путешествия Целебес (Сулавеси), Яву и Суматру, так выразил свои впечатления от этого оркестра в стихотворении «Гамеланг»:
Гамеланг — как море — без начала,
Гамеланг — как ветер — без конца.
Стройная яванка танцевала,
Не меняя бледного лица.
* * *
За горой звенит металл певучий,
Срыв глухой и тонкая струна.
Гамеланг — как смерть сама — тягучий,
Гамеланг — колодец снов, без дна.
Послушать другие записи гамелана можно, например, здесь.