Прогуливаясь по Миллионной улице или Мраморному переулку невозможно на заметить этих трех высокомерных каменных красавиц.
Они стоят под балконом, на фасаде дворца Д. К. Кантемира - Дома И. Ф. Громова.
Дмитрий Константинович Кантемир — молдавский и российский государственный деятель и учёный, знатный вельможа и «волошский господарь»
Дмитрий Константинович приобрел этот участок в 1720-х годах. И сразу приступил к постройке дворца. Для этого он пригласил самого Бартоломео Растрелли, русского архитектора итальянского происхождения. Но Бартоломео не единственный, кто поработал над этим зданием. Кантемир прожил тут всю жизнь, а после него дом унаследовали сыновья.
Временно тут проживали Миних, кн. Голицын, Станислава Понятовский.
Но после дворец был выкуплен экс-канцлером А. П. Бестужевым-Рюминым. Затем усадьба перешла к графу П. М. Скавронскому, потом к его вдове, племяннице Потемкина, Е. В. Скавронской. В 1798 году графиня Скавронская вышла замуж за вице-адмирала, Юлия Помпеевича Литта, представителя Мальтийского ордена при русском дворе. Куда же без масонов. Тогда же здание было перестроено по проекту Л. Руска. Расстреллиевское барокко сменилось классицизмом.
Впоследствии дом был продан в казну и отошел министерству финансов. Тут жили министры Канкринин и Вронченко, военный министр Милютин.
Дух захватывает от громких фамилий. Вот где жила сама история. Или тут она просто писалась?)))
В 1867-68 гг архитектор Фонтан достраивает на внутреннем участки дворовые корпуса. И только потом, в 1870-х гг новый владелец, лесоторговец и богатейший промышленник Громов приглашает архитектора Рахау, самого модного и востребованного специалиста на тот момент.
При перестройке Рахау полностью поменял декор. Появились два прямоугольных эркера, поддерживающих скульптуры кариатид. Дворец приобрел черты готики и рококо, в том же стиле перестраиваются и внутренние его помещения. Но истинной жемчужиной стала скульптура. Три великолепные музы на углу Миллионной и Мраморного переулка, символизирующие плодородие, искусство и мореплавание.
Муза плодородия держит в руках рог изобилия с фруктами и цветами, в ногах у нее лежит маска Бахуса, бога виноделия. Муза искусства изображена в классическом своем виде, с лирой в руках. Дева с веслом и кадуцеем, символом торговли, муза мореплавания.
В 1910 тут размещалось турецкое посольство. Ныне же дом занят одним из корпусов Университета культуры. И к счастью, эти дамы до сих пор радуют глаз. Скульптуры выполнены идеально. Одухотворенные лица, ниспадающие одежда, идеально выточенные детали. И сам дом. Такой чистенький и светлый, что даже не верится, сколько всего он пережил. Впрочем, как и многое тут, в городе на Неве))