Найти тему
Владимир Гордеев

Охрана замка (1969, США, военный): Средневековый замок на арене II Мировой войны

Военный фильм Сидни Поллака (романа, по которому он снят, я не читал) отчасти напоминает роман Артура Хеллера "Уловка-22" и экранизацию оного (режиссер Майк Николс, 1970). Эти произведения посвящены действиям вооруженных сил США в Европе во время II Мировой войны. Но если от прочих реалистических военных произведений "Уловку-22" отличает хорошая доза абсурда, то "Оборона замка" выделяется некоторой сюрреалистичностью, чуть ли не фэнтезийностью.

У Сидни Поллака отряд изможденных бойцов, отправленных в резерв, занимает бельгийский средневековый замок.

Впечатляет уже начало фильма: по размокшей осенней дороге на джипе с прицепом и пулеметами движется грязная, потрепанная, израненная, истощенная войной группа людей. Вдруг возникает чудесное видение, пришедшее словно из фэнтезийной голливудской сказки, снятой в техниколоре: среди голых деревьев скачут на конях двое расфуфыренных аристократов. Это – хозяева замка, живущие в полном одиночестве, даже как будто без слуг.

Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)
Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)

Всё в фильме стилизованно и утрированно. Замок находится в отличном состоянии. Граф – импотент, но ему нужно потомство, поэтому прекрасная молодая графиня спит с полковником, возглавляющим отряд. Капитан, искусствовед по образованию, с восторгом изучает богатую коллекцию живописи. Солдаты пьют вино из личных запасов графа, а большую часть времени проводят в деревеньке по соседству – в сказочном борделе с роскошными бабами, сошедшими будто со страниц Моруа. Сержант (Питер Фальк), чья мирная профессия – пекарь, находит вдову пекаря и, плюнув на войну, начинает печь хлеб.

Но приближаются немцы.

Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)
Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)

Конфликт возникает между графом (а также капитаном, ценителем искусства) и полковником. Первые предлагают сдать замок врагу и, отступив, занять другую позицию, второй, понимая, что замок является важным стратегическим пунктом, приказывает занять оборону непосредственно в замке.

В этом, как бы, и заключается отличие между Европой, чье "соглашательство породило нацизм", и Штатами, чья жесткая позиция позволила "выиграть войну". Даже американский пекарь наступает на горло своей европейской песне и в последний момент вспоминает о том, что он – американский солдат, и хватается за винтовку.

Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)
Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)

Замок, чье военное значение было окончательно утрачено с развитием артиллерии и бронетехники (это прослеживается даже в игре "Цивилизация": крепостные стены теряют значение с изобретением пороха), обретает новую жизнь в хватких американских руках и превращается в мощный бастион.

Оценка: 6,0 из 10.

Режиссер: Сидни Поллак
Сценарий: Дэниэл Тарадаш, Дэвид Рейфил (по одноименному роману Уильяма Истлейка),
Оператор: Анри Декэ,
Композитор: Мишель Легран.

В главных ролях:
Берт Ланкастер, Патрик О’Нил, Жан-Пьер Омон, Питер Фальк.
В ролях: Астрид Хирен, Скотт Уилсон, Тони Билл, Эл Фримен мл., Джеймс Паттерсон, Брюс Дерн.

Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)
Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)

Интересные факты о фильме:

  • Декорации замка были построены в Югославии. Неожиданно он взорвался и сгорел дотла. Поллак немедленно заснял его изничтожение и использовал кадры в фильме.
  • Берт Ланкастер, который видел хорошо, ходил с черной повязкой на глазу, а одноглазый Питер Фальк — с искусственным глазом, который показывал, что видит мир его герой преотлично.
  • В Австралии и Швеции фильм вышел на 70-миллиметровой пленке.

Читайте также на моем канале:

Сидни Поллак. Режиссеры голливудского кино
Владимир Гордеев25 августа 2023
Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)
Кадр из фильма "Охрана замка" (1969)