Здания Сената и Синода - детища Карла Росси. Это ансамбль, состоящий из двух корпусов, соединенных эффектной аркой. Над аркой - живописная скульптура. "Благочестие и Правосудие". Оно символизирует единство церкви и государства. И именно оно делает всю композицию такой нарядной при всей ее строгости.
Оформлением фасадов занимались скульпторы — Василий Демут Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев и Павел Соколов.
Здания возведены в 1829-1834 годах. В стиле позднего классицизма, или русского ампира. Первоначально были построены для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода.
В фундамент положили памятную доску с надписью "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт". В 1830 году когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну за 600 000 рублей, было заложено здание Синода.
Над лепным декором внутреннего интерьера работал Торичелли, а залы расписывали Медичи, Рихтер и Соловьев. В угловом помещении здания Сената была создана церковь во имя Семи вселенских соборов. Над дубовым иконостасом работали Тарасов и Штауберт.
Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть.
Проект скульптурной группы был утвержден самим Николаем I. 15 июля 1831 года. Однако, он внес некоторые правки в проект Росси. Он предложил усадить скульптуры, убрать трофеи а книги сделать без надписей. И конечно, превратить одеяния в аллегорическое.
Забавно, но в какой-то момент число служащих превысило такое количество, что здания пришлось достраивать. У местных жителей на эту тему родился каламбур. "Сенат и Синод живут ПОДарками". Но оставим чиновникам их славу.
Просто взгляните на этих леди. Они как живые. Тонкие черты лиц, струящиеся одежды, изящные пальчики и умопомрачительная детализация. Естественные позы. Все таки сразу видно руки непревзойденных мастеров.
Этот ансамбль стал последним крупным проектом Росси. И это несомненно идеальный последний штрих в карьере гения архитектуры)